Отчет о летнем служении воспитателя «Трудовой Дружины», Борис Утарбаев

Борис Утарбаев, 3 класс, 2005 г.

Положительная часть отчета

А. Получилось ли общиноустроение?

а) В целом в поселении.

Была взаимопомощь между отрядами дружины на кухне, заменяли друг друга при нужде.

Праздники собирали все поселение, их готовили не только воспитатели, но и дети. Праздники всегда были желанны и ожидались. Одна сестра из дружины сказала: «Чем больше праздников церковных, тем лучше», — а у нас их было три: апп. Петра и Павла, Казанской иконы Божией Матери и прп. Сергия Радонежского.

Прояснилось отношение к богослужению благодаря заданным вопросам на сходе. Благодаря беседам для всей «Страны Детства» были обозначены ценности, ради которых мы собираемся в эту «Страну».

б) В отряде.

Была взаимопомощь, ребята понимали, что ответственные за быт или кухню наш отряд, а не кто-то один, при усталости кого-нибудь заменяли, помогали.

На богослужении регулярно собиралась малая часть отряда — это Даниил, Никита, Петр, Роман. Остальные также приходили на богослужения, и многие исповедовались. Саша Аборин, хоть и мало посещал богослужения, но понимает необходимость исповеди, также и Николай и др.

Николай с радостью шел помогать накрывать, откликался на просьбы помыть умывальники, подежурить в комнате, помочь костровому. Всегда помогали на кухне истопникам Владислав, Даниил. Откликался на просьбы Петр.

в) В тебе.

Участвовал в богослужениях, пел на клиросе по праздникам. Звал всех ребят, объяснял значение пребывания на богослужении. Исповедовался, причащался. Старался видеть свои недочеты, неправильные действия и отношения к служению, к ребятам.


1. Какие цели, задачи ставились тобою в служении?

Моей главной задачей было обретение настоящих отношений на нравственных основаниях внутри отряда. Цели — предполагалось отрядом провести и подготовить праздник апп. Петра и Павла. Каждому предполагалось в конце смены укрепиться в добром качестве в трехдневном испытании на «Капельку мужества»: в исполнении долга, послушании, отзывчивости. Ставилась цель, чтобы каждый хоть один раз причастился.

Для себя я ставил задачу быть бодрее и активнее участвовать в событиях ради ребят, выяснить их потребности, чем они интересуются, и попытаться через это донести до них ценности поселения: набожность, благоприятность, трудолюбие, любознательность. Ставил задачу, чтобы ребятам со мной было легко.

Мои цели и задачи сходны с заданными.

Цель духовная — стяжания Духа Святаго. В донесении украшения «Набожности» мы уяснили, что без молитвы, покаяния и Причастия невозможно быть набожным. И что набожность — не фанатизм, а благоговение, свобода в духе, в Боге и радость в благоговейной молитве.

Цель нравственная — участие в ближнем, подопечном — утешение, развитие, усовершение, спасение его.

Общее в нравственных отношениях, единство через участие в ближнем в отряде по чувству долга, по взаимодавству.

Утешение через понимание его ценностей и уважение подростка.

Также была задача выявить для подростка или укрепить его в нравственном чувстве.

Сам же я трудился над чуткостью, учился быть помощником. (Почему подросток грустит, унывает, как это разрешить?)

Цели профессиональные:

  • всячески старался способствовать развитию задатков подопечных: у Петра -совестливости, у Даниила — набожности, у Николая — трудолюбия, у Вениамина -любознательности примером, советом, подбадриванием, отсечением худых желаний;
  • научением церковным общинным действиям: твердым исполнением отрядного молитвенного правила, требованием все делать по благословлению;
  • просвещение в духовном, нравственном, историческом, культурном плане: чтение книг «Отец Арсений», о Кутузове, ряд бесед об украшениях «Страны Детства», о музыке, о спорте. Игра на гитаре;
  • участие в событиях поселения: подготовка к праздникам, участие в них, в сходе и т. д.;
  • устроение советов артели.

2. Из чего, откуда ставились тобою цели?

Из ответственности перед Богом за детей и перед старшими, по благословению. Из личной потребности обретаться в заботе и участии.


3. Как предполагалось эти цели осуществлять?

I. Что было заложено в план?

Беседы, советы семеек по ситуациям, перед каким-либо делом, пробежки, труды.

В представлениях было: тренировка установки палаток, чаепитие, дни ангела и ведение пед. дневника. В рекомендациях старших слышал, что надо быть построже. С подростками быть со властью.

II. Что закладывал в нрав, в характер, в свойства своей личности, как сугубое для осуществления своих целей?

Самому быть естественным, держаться церковных ценностей, иметь строгость в соблюдении правил поселения. Самое главное — участие в ближнем, неважно, в какой форме, важно, из чего я это делаю.

4. Какие средства, инвентарь, книги ты привез с собой?

Книги «Отец. Арсений», «Мои посмертные приключения», «О Суворове», «Все о казачестве», «Психология мужества», «Учебник жизни», «Живый в помощи Вышняго» и т. д.; походный рюкзак.

5. Из чего тебе было видно в начале лета,

  1. что цели и задачи осуществимы?
    Я это не видел, но видел на примерах.
  2. Что-то, откуда рождаются эти цели, в тебе есть?
    Я очень хотел этого, потому что для меня эти цели ценны и важны.

Б.

1. Какие из поставленных целей, задач получилось исполнить?

В отряде удалось обрести взаимопомощь в трудах, т. е. в обезпечении лагеря необходимым, и связанные с этим выносливость, терпение ради друг друга. Изменение отношения к богослужению.

Из чего это видно?

В середине смены большинство ребят уже понимало, что уходить с кухни нельзя, т. к. другие будут за них работать. Петя, как узнал, что гражданин «Страны Детства» должен уметь научить других жить церковными ценностями, стал спрашивать Никиту: «Я могу тебя чему-нибудь научить?» (после того, как я определил его кандидатом в граждане «Страны»). И в конце смены Петя научил Никиту плавать.

Ребята помогали другим отрядам на кухне, и нам другие отряды тоже помогали.

Все ребята без приглашения приходили на обязательные части службы. На совете отряда было, что ругали лентяя.

Что получилось исполнить из целей, выписанных на первой странице в начале?

У Пети есть педагогическая способность, и он ее почувствовал; стал заботливо, миролюбиво помогать Никите, над которым все смеялись.

Благодаря моим беседам и держанию правил у ребят воспитывалось благоговение и внимание к молитве и на богослужении. Когда шла молитва, ребята старались не опаздывать, любили читать правило, многие читали с охотой Псалтирь на кухне. Правило всегда читалось до отбоя, до 1100. После правила задавался вопрос: есть ли о чем просить прощения, и ребята подходили друг к другу, извинялись, христосовались, прощали, хотя в течение дня всякое бывало, и перед Никитой тоже извинялись. При мне любая потасовка могла закончиться либо примирением, либо обоюдным наказанием, либо и тем и этим.

2. В какую меру были правильными основания, откуда ставились цели, что удалось сохранить, что и в какую меру растерялось?

Из веры, молился за подростков. Из чувства долга, не могу оставить подопечного, когда ему тяжело или когда он безчинствует.

Из чувства долга перед подопечными, как членами Церкви, насельниками православного лагеря, из которых строится жизнь «Страны Детства».

Растерялось упование на Бога, отсюда и рассудительность в поступках, в обхождении с ребятами потерялась, появилась суета и психопатические завязки. Сразу не просил у Бога помощи, но только когда останусь один или когда опомнюсь.

Наверное, получило свое развитие исполнение обязанностей по чувству долга перед подопечными, окружающими, хранение правил и порядков, т. к. сейчас, после смены, держу утреннее и вечернее правило, услышал свои обязанности старшего семейки, которые никак не связаны с моими немощами.

Наверное, я старался привязать к себе подростков, чтобы ими было легче управлять, а надо и давать ошибаться, строго держа правила, а ребятам давая выбор, хотя я вижу, что не могу так, так как когда постоянно твердишь о правилах, я теряю отношения, расположение. Вот это, наверное, тоже одно из неправильных оснований -человекоугодие за счет правил. Так ли это? Нуждаюсь в совете!

Что удалось распознать и преодолеть?

После того, как я вынес на обсуждение всей дружины поступок Саши, ребята из двух отрядов собрались у меня в комнате, а Д. С. громко говорил: «Зачем это надо было делать?» Они начали меня обвинять, я попытался объяснить, но мне пришлось просто выгнать из комнаты Д. С. и других ребят, а они говорили при этом, что теперь у всех отношение ко мне испортилось. Эти слова на меня подействовали подавляюще. Но то, что говорил Д. в своем отряде, я не замечал. А после увидел, что ребята меня понимают, и только зачинщики пытаются отстоять ту обстановку, к которой они привыкли. После он извинился передо мной. И я увидел тогда, что я с такими ребятами строю отношения не напрямую, а как-то лебезя, уступая греху. Но в силу правильных поступков я не вошел, нет ни опыта, ни образа действий. Иногда только замолкаю и начинаю молиться.

Что распознано, когда и как, но преодолеть или изжить не получилось?

Я акцентирую свое внимание на отрицательном в подростках и в себе и вокруг этого строю свою деятельность, выбираю средства воспитания. Доброе же: церковные ценности, нравственное достояние чаще всего у меня в представлениях. Добрые поступки некоторых ребят для меня было просто удивлением, я не был к ним готов и не знал, как их поддержать. Занимался больше худым, а как трудиться над добрым, даже не знаю. Отсюда и страх общаться с подростками, от такого моего отношения к ним.

3. Насколько предполагаемое «как осуществлять» подтвердилось? Каков положительный результат?

Для воспитания отношений по чувству долга и взаимопомощи помогли беседы, различение, где настоящие отношения, а где пустые, не ведущие к дружбе, к братскому плену. В затруднениях исполнения дела очень хорошо помогало, когда ребятам напомнишь, чтобы друг у друга помощи просили, и заведомо говорю: никто не откажет, так я обращал друг ко другу ребят, и они находили друг с другом новые отношения, нравственные, и к концу смены это было видно и на кухне, и в других служениях.

Что в нраве, закладываемое для исполнения цели, состоялось, что умножилось? Откуда это видно?

Возможно то, что я отчасти слышал детей и старался понять их. Это видно из их отношения ко мне, жизненных вопросов, искренности.

Я понял еще, что надо самому всегда держать и отстаивать церковные ценности, и я старался. На прошлом костре мне кто-то написал: «Оставайтесь всегда таким благочестивым».

4. Оправдали себя книги «Отец Арсений», «Мои посмертные приключения», «О Суворове» и гитара Алексея. Хорошо бы иметь надувные круги, тетради.

5. Из чего теперь тебе видно,

а) что цели для тебя осуществимы?

По трудам видно, что осуществимо организовать ребят потрудиться на кухне, по быту, сходить в поход, провести совет семейки. Добиться слаженного труда. Примирить подростков. Поднять в ребятах ценность жизни по чувству долга, а не по интересам.

б) Что основания, из которых рождаются угодные Богу цели, в тебе есть?

Мои действия, производимые из нравственного чувства, всегда совпадают с требованиями ко мне и с моими обязанностями.

Когда начинаешь молиться, уходит туга и суета, появляется трезвенность. Иногда получается помочь советом, а где-то и вести подростка через события, после чего он благодарит и даже взрослеет.

Разумение себя

1. Что тобою движет в служении?

Представление о своем служении и желание его исполнить.

Полноценный образ складывается из советов старших, преподаваемых знаний, моих умений и опыта. А также личных хотений и чувств. Умения объяснять, игры на гитаре, желания устроить в отряде благочестивую жизнь. Чувства жизни, где нет уныния.

Я знаю, что просить у Бога помощи — это угодно Ему. Помощи в устроении поселения, праздников, разрешении конфликтных ситуаций. Направлять в трудностях детей к Богу. И наоборот, нельзя обращать их лишь на себя, тем самым отвращая от Бога.

2. Угодные Богу действия — когда я настаивал, чтобы ребята все делали качественно, до конца, выполняли послушание, несли наказание. Это видно по их реакциям. Неугодные, когда я требовал от измученных мною ребят больше, чем они могут понести своими душевными силами, именно не физического труда, а ответственности за свои поступки. Или когда не даю точных границ дела, правил, а требую, ссылаясь на то, что они все должны знать сами, т. к. совесть у них есть. Неугодно Богу было, когда я не находил, что сказать и потакал, когда не обращался за помощью. И вот не знаю, угодно ли было Богу, когда подростка надо было каким-то волевым действием или силой духа поднять на дело, я же лишь уговаривал и молился лишь своей немой рассудочной молитвой? Неугодно Богу было, когда я пропускал события или не готовился к ним как следует, и ребят в них не вел.

Чем ты это знаешь? Рассудочными знаниями, совестью, верой?

И первым, и вторым, и третьим. Т. к. через знания у меня складывается образ служения, действий, когда же я не делаю запланированных действий, рушу цельность уклада, теряется духовно-нравственная цель поселения, которая обретается только через события. Не участвуя в должной мере в событиях, уступаю моему расслабленному настроению, теряю дух нравственности и настроенность на обретение духовно-нравственных плодов, общинножития, церковного жития, радости от совместной жизни на поселении. Все это становится незначительным и неосуществимым, и в ответ на все запланированные и предпринимаемые на поселении действия появляются надмение и туга. (И дети туда же.) Также совестью я чувствую, когда дети унывают при моем насилии над их свободным выбором. И верой слышу, т. к., во-первых, этот свободный выбор дан от Бога личности, воспитуемой, оберегаемой и лелеемой Богом, а во-вторых, понимаю, что через эти личные отношения детей ко мне, к делу, через встречающиеся трудности в моем служении совершается Божий Промысел обо мне, попечение о развитии моей души в добродетелях: в смирении, в чувственности, в рассудительности, в исповедании церковных ценностей.

Например: за позорный поступок я вывожу на всю дружину А., на следующий день ребята с Д. меня обвиняют. Я иду к ним, пытаюсь объяснить. (Д. не понравилось, что это было сказано при девочках.) Я вначале говорил, обращаясь к нравственному в нем, к почитанию, к совестливости, дабы он сам рассудил, что это за поступок и что в этой среде вы бы не помогли своему брату. Но потом стал собираться в силе духа, чтобы отсечь дерзкие претензии и развязность в разговоре. К этим действиям я пришел, сделав вывод во время разговора, а не по гневу. Д. ушел, гордо обидевшись.

Здесь я вижу, что поступил угодно Богу, т. к. Д. после изменил ко мне отношение, даже в одном поступке извинился предо мной за свои слова. И ребята уважительно, с расположением относились, следовательно, и ко всем ценностям, которые я до них доносил в беседах.

Вижу здесь Промысел Божий по отношению ко мне в испытании словами Д. о том, что теперь все ко мне плохо относятся. Я чуть было не отреагировал на них своим болезненным самолюбием, но собрался в смысле разговора и в педагогическом действии отсечения зла и проявил твердость. Внутреннюю силу и право на такой властный поступок я нашел в себе, рассудив также, что сейчас происходит, а творился грех дерзости в ребенке, а я ему содействую. Но чтобы остаться в воле Божией, нельзя, как я сейчас вижу, в самом действии, тем более с силой духа, исполняться гневом от собственного уязвления и несостоятельности, а для этого вложить в свои действия, в свой поступок нравственное чувство и нравственный смысл, который и дает право действовать.

Вывод: там, где совесть требует поступать нравственно и я четко знаю, почему необходимо поступить так, — следует, отбросив нерешительность, лжесмирение, нерадение, лень или малодушие, поступить по совести. Но стараться всегда быть трезвым в действиях, иметь смирение и упование на Бога. Верой чувствую, что всегда я не один в моем служении.

3. Умеешь ли закреплять свои угодные Богу действия?

Такого навыка не имею. Но сейчас ясно увидел, что описанная выше работа над ситуацией и моим поступком как раз закрепляет мои угодные Богу действия в памяти, и в чувстве долга по служению, и в совести по жизни: как я буду поступать и как при этом трудиться внутри себя, и в вере через благодарность и благоговение Богу. И надеюсь, это приведет к любви и попечению. В этих поступках я вижу образ любви и попечения.

В каких действиях, поступках, событиях служения ты был нечестным, неискренним, неправдивым?

Не нахожу за собой этого. Не помню этого и по реакции подростков.

4. Насколько в своем служении (в каких именно действиях, поступках, событиях) ты исходил из духовных, нравственных и церковно-профессиональных оснований?

  1. В беседах исходил из представления о нравственной жизни, из сложившегося образа.
    В праздниках и богослужениях участвовал по вере, по личному нравственному чувству.
    В общении, в обыденной жизни, когда надо разрешить какую-нибудь ситуацию, назначить наказание, старался действовать на пользу.
  2. Опираясь на слова, поступки, действия детей, опиши, как они менялись при твоих действиях, поступках, поведении,
  3. Когда действовал от угодных Богу оснований.
    Ребята чувствовали радость. Когда мы работали на канавке, Саша с Камчатки мне сказал, что ему нравится трудиться. Еще я посоветовался и поставил Петю кандидатом в граждане «Страны Детства», а не сразу гражданином, и по тому, как Петр стал искать нравственные поступки и отношения с братьями, видно, что это пошло ему на пользу.
  4. От неугодных оснований.
    Часто я перегибал палку, то есть делал неправильные действия, выбирал неправильные средства. Чаще всего, когда надо было дать дело, распределить обязанности, я объяснял нравственную сторону дела, уговаривая, требуя от подростков нравственный отклик, что им не по силам. Здесь полезней было бы просто исполнить дело. Но мне самому от этого как-то скучно, и туга от труда. То же самое было и у них. В этом вижу свою неправду и нечестность по отношению к подросткам. Толкал их на нравственный труд, не давая силы на это, сам находясь в глубоком унынии, нежелании трудиться с ними, не имея в этом радости. (Не поборол себя.)

5. Из каких оснований формировались твои отношения с другими устроителями, со старшими поселения, училища, с духовником?

Из чувства долга по общинному устроению. Из почитания и потребности совета. В конце концов, искал согласия для моих действий, соборности решения, благословения. Понял, что единодушие среди воспитателей дружины просто необходимо, как воздух. Еще были дружеские отношения.

На этом поселении частью целого чувствовал себя плохо. Потребность в соборности у меня из совести и веры во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

6. Что умеешь, что не умеешь (делаешь или не делаешь), когда нужно:

  • дисциплинировать.
    1. Подопечных — иногда получается очень хорошо, а иногда самому трудно что-то сказать и вижу, что и для всех такая тягомотина. Причину этому вижу в моем неустойчивом духовно-нравственном состоянии, перепадах из уныния в неразумную требовательность, потерю уважения и т. д., в реагировании на выпады подростков, потере трезвенности и существа дела.
    2. Коллег по служению — не умею.
    3. Себя — пока не умею.
  • Организовать (собрать).
    Дело, людей, себя — не умею. За исключением каких-нибудь эмоциональных игр, когда, быть может, я и забываю свое уныние и живу в эмоциональности свободно. Но не знаю.
  • Обрестись в содержания служения и обрести подопечных в содержание их жизни, дела — не умею, возможно, потому, что больше озадачен собой.
  • Жить и действовать в служении из нравственного — думаю, что так и есть. Обрести в нравственное подопечных, чем? Думаю, получилось. Примером, в беседах, требованием.
  • В духовном иметь:
    1. Отношение в событиях жизни к воле Божией — не умею. Потому, что, как я вижу, очень слаб, подвержен страстям, которые мною владеют, — это чревоугодие, уныние и блуд, гордость (скрытая), Терплю в уповании и памяти о Боге.
    2. Скорбь к Богу о проявлениях своего самолюбия-то имею, то теряю, и остается пустота.
    3. Христианские добродетели, т. е. трудит в духовном. Тружусь над трезвенностью, над послушанием, над смирением.

Разумение служения

1. Что есть существенное, что обслуживающее в твоем служении.

  1. В отношениях к Богу. Причастие, исповедь — существенное. Просьбы о помощи, утреннее и вечернее правило — обслуживающее.
  2. В целях и задачах. Обрести нравственные отношения — существенное. Средства, условия — обслуживающее.
  3. В событиях — собирание всех, единодушие.

В действиях — поступки.

В распорядке дня года — молитвенное правило, правила Церкви, праздники.

Какое место в твоем служении занимают христианские добродетели.

Самоукорение — когда что-то не получается, ищу проблему прежде всего в себе, ставя себя перед Богом.

Всегда прошу помощи, молюсь.

Воздержание — в основном ради детей, примера или ради служения, или Причастия, ради церковных правил, иногда ради Бога или ради обращения ребенка Богу, когда ребенок наказан или что-то с ним произошло.

Послушание — сам ничего не могу, часто то, что сделал, как сказали, помогает в настрое духа в себе и в отряде.

Труд — очень устаю, рассеваюсь, но настроен трудиться — «Кто, как не я».

Смирение — часто в трудных ситуациях старался принять все, как есть, не оставляя своих обязанностей, и выбирать наилучшее из худшего.

2. Опиши реальное людей.

В чем и у кого есть потребности правильной дружбы, нравственного развития?

У Никиты есть желание слушаться, у Петра естественное миролюбие и дружба, стремление к нравственным отношениям, и заботе о ребятах, у Саши с Камчатки — трудолюбие и радость в труде, у Романа — собранность и организованность в труде, преодоление себя ради ближних, у Даниила и Никиты — тяга к богослужению.

У кого в чем несостоятельность? Какие черты характера кому и в чем мешают?

Дерзость мешает Саше А. применить свои таланты ради людей. Своеволие мешает Даниилу жить по совести и обрести послушание. Обидчивость мешает Никите в рассудительности и дружбе. Цинизм не дает Вениамину познавать Бога и обрести духовно-нравственные ценности. Роману не хватает терпения, помощи ближним, для дружбы.

Что обрелось за время поселения?

У Пети появилась забота о других. У Вениамина появилась любознательность, желание узнать о Боге. У Александра — самоукорение. Николай всегда с радостью помогал ребятам на кухне, мыл умывальники, туалеты, дежурил в отряде.

В общем, отряд внутри себя обрел взаимопомощь.

Отношение ребят к жизни в поселении, его ценностям.

На советах отряда все выказывали свое расположение к украшениям «Страны Детства». Алексей (18 лет) искренне выказывал непонимание «набожности».

3. С подростками важно иметь нужное дело. Стараться дать им жизнь, и в этой жизни вводить их все больше и больше в нравственные отношения. Быть примером, другом, помощником и утешением.

4. Реальное людей.

А. Самостоятельность.

Петя и Рома имели самостоятельность в посещении богослужений и сами определяли для себя меру.

Алексей и Роман самостоятельно трудились истопниками. Все ребята, дежуря по быту, проявили самостоятельность, за исключением некоторых случаев.

В своих поступках и поведении все были самостоятельны, кроме Никиты.

В подготовке к празднику я не смог настроить ребят, а они сами не смогли подготовиться, в этом вижу несамостоятельность в общиноустроении мою и ребят. Из этого вижу, что нет у меня еще самостоятельности в устроении церковной жизни из-за неосознания ее, как жизненно важной необходимости ради спасения себя и других, а являюсь пока исполнителем задаваемых мне от старших действий.

Николай (13 лет) проявился в самостоятельности держаться опрятно.

Алексей (18 лет) попробовал себя помощником воспитателя и обнаружил приверженность к мирским современным ценностям, самостоятельно мог собрать отряд на построении, но в силу малого понимания церковного не собирал отряд ни в нравственном, ни в духовном, при нем атмосфера была, как на улице во дворе. Но самостоятельно твердо исполнял мои указания.

Петя проявился в способности самостоятельно делать выводы и далее жить по ним.

В чем эта самостоятельность — свобода, в чем нет?

У Петра была самостоятельность в попечении, свобода. Не свободен он в отстаивании церковных ценностей, больше склонен к угождению ближним.

У Даниила самостоятельность помогать на кухне перехвачена своеволием, а свобода — в почитании церковных ценностей, хождении на богослужения.

Б. Проявление жизненности.

У Николая — в желании помочь братьям; на ярмарке в играх (в детской непосредственности).

У Пети — в том, как он учил Никиту плавать.

У всех ребят — в познавании нравственно-духовного.

У Александра из Камчатки, да и у всех — в труде, а также во взаимопомощи.

В. Что было существенным в подопечных? В Данииле — набожность, у Петра — добросовестность, у Николая — открытость и отзывчивость, у Александра Аборина -жизнерадостность и находчивость. У Даниила — вкус к изящному. У Александра с Камчатки — простота, у Вениамина — любознательность у Никиты — послушливость. У Константина — честность, у Романа — великодушие, у Владислава — посвященность делу, у Алексея — сознательность.

5. Чем целое семейки разрушается?

Дезорганизацией, ссорами, желанием делать все для себя, приверженностью к нецерковным ценностям.

Собирается: советами, взаимопомощью, участием, приветливостью, расположением, послушанием, молитвой, хождением по совести, участием во всех событиях поселения, подготовкойе к ним и устроением их, трудами, единодушием воспитателей.

Уразумение учений

Что из содержания учений пригодилось в опыте?

Возрастная педагогика — характеристика возрастов от 12 до 18, тема о стремлении к самостоятельности и советы воспитателю.

Общая педагогика — лоно отношения, созидаемый образ, зовущий образ, 3-й этап педсобытия (тренировка, кульминация, закрепление). Меры наказания (род наказания за проступки).

Учение о добродетелях — о мужестве (как о стойкости в добре), манипуляции, о самоукорении, о молитве (как о причине воздержания и даже совестливости, а значит и нравственных поступков).

Учение о Церкви — о христианском нраве (в гражданах «Страны Детства»); соборности Церкви, святости (в добродетелях граждан «Страны Детства»); о единстве — в праздниках со святыми и между членами «Страны Детства»; об апостоличности — в малых поступках исповедания христианских ценностей гражданами «Страны Детства».

Церковнославянский язык (вводное слово — о святыне языка).

Педагогическая практика — процедура примирения.

Собеседование — правило собеседования.

Учение о Церкви — о Причастии, Таинстве исповеди, освещающих средствах.

Из своего доклада — я держался лона отношений, которое в нем описал, и имел образ обретенных нравственных отношений, образ дружбы. Результат — обретение взаимопомощи.

Что понадобилось, но не было применено, с каким результатом?

Лоно отношений (измучил детей), но была искренность и уважение.

3-й этап педсобытия и т. д., возраст от 12 до 18 лет.

Сообразование

Чему ты научился за смену с подопечными, как педагог?

Не принимать недовольство или капризы подростков, как личную вину или недочет, исполнять свои обязанности, несмотря на немирность духа.

Выводы из работы над отчетом

  1. Необходимо четко ставить цели и стремиться к ним ради плодов, руководствуясь учениями.
  2. В своих действиях руководствоваться изученным материалом и советами, т. к. я не имею правильных понятий о нравственных и духовных ценностях.
  3. Если делаешь какое-то педсобытие, точно знай, зачем, для чего, чтобы быть собранным в нравственном.
  4. Мои немощи никак не относятся к моим обязанностям старшего.
  5. Необходимо по существу отвечать на каждый вопрос отчета для закрепления доброго опыта и выводов в жизнь.
  6. Над чем трудиться в ближайший год? — над бодренностью и трезвостью, собранностью в нравственном и просвещением в духовном. Упразднить внимание к себе. Развивать попечение о ближних, о их спасении. Преодолевать уныние, перепады настроения соблюдением распорядка и рассудительностью. Укрепляться в молитвенном правиле и в молитве по потребностям. Без этого я все, что обрел, потеряю, и не будет подготовки меня, как священника и пастыря. Сейчас чувствую к этому стремление и стараюсь исполнять.
  7. Каких знаний тебе недостает для последующих служений? Учение о Церкви.
  8. С какими людьми тебе необходимо пожить вместе, ради каких оснований? С кроткими, ради того, чтобы понять, что это такое; с рассудительными, чтобы обращаться за советами.