Телесные труды, как одно из средств ко спасению для меня и моих воспитанников, Бондаренко Олег

Олег Бондаренко, 3 класс, 2004 г.

Для пропитания себя будем работать в уповании на Бога. Не скорби о труде; многие, ничего не делая, тяготились самою беззаботностию.

Св. Ефрем Сирин.

Обоснование темы

Доклад поможет мне в будущем служении на летнем поселении.

С раннего детства меня приучали к труду.

Для меня труд был ради труда, но не больше. Будучи с детства поставлен в труд, никогда не задумывался о связи труда со спасением. Находясь в Церкви, понимаю, что труд был внешним. На поселении последние два года я был воспитателем «Страны Детства» в подразделении «Трудовая Дружина». В этом году мне снова предстоит это служение. По окончании прошлогодней смены я стал анализировать личный опыт, полученный в ходе 2-х лет. Оказывается, я никогда не подводил итоги своего служения. И меня охватил ужас от того, что я делал все формально. Прости меня, Господи. У меня было все построено больше на личном примере, воодушевлении, на армейском и жизненном опыте, но не больше. Внутреннюю сторону, оказывается, я совсем не трогал. Трудясь с подростками, я заметил, что они не хотят трудиться, так как не были приучены к труду в семье. Я постарался донести до них ценность труда, но не смог, так как не сам не вполне понимал этой ценности: нужен труд или нет? Для меня это стало жизненным вопросом, и я озадачился: в чем проблема; ведь на внешнем плане телесный труд происходил; вроде бы было все здорово, но я чувствовал с каждой проведенной сменой, что чего-то не хватает, и никак не мог определить, что это такое, было какое-то непонятное и неудовлетворенное состояние. Теперь вижу — не хватало самого главного, внутреннего труда. Трудясь на поселении, я ни разу не проводил анализов — кухни, работы на полях, по быту, все было на внешнем уровне. Поэтому и для меня, и для моих воспитанников это было формальным действием. И все по моему нерадению. Я почему-то раньше не задумывался о спасении, для меня это были лишь только слова. Прости меня, Господи.

Беда многих детей в том, что они приезжают в «Страну Детства» отдыхать, но не трудиться. Получая какое-то трудовое задание от воспитателя, они говорят, что не приучены к труду. Из бесед с подростками я выяснил, что желания труда у них нет. Многим детям говорили: «Успеешь потрудиться. На твой век хватит… Вот женишься, тогда и будешь руки прилагать и т. д.». Такое воспитание привело детей к праздности, то есть сделало их неспособными к труду. Сами того не понимая, родители с раннего детства отучают ребенка от труда. Чтобы донести до подростков ценность труда, в первую очередь я сам должен определиться:

  1. Что такое труд? В чем его отличие от работы?
  2. Какую ценность он имеет для меня в моей жизни?
  3. Что и как делать, чтобы привести детей к труду?

История вопроса

Впервые о труде говорится в самом начале Библии. При творении человека Господь дал ему заповедь трудиться.

В другом источнике — в книге преподобного аввы Дорофея, жившего в конце VI — начале VII века — говорится о том, что телесные труды ведут к смирению.

Наш современник Николай Евграфович Пестов, живший в ХХ веке, говорит о неустанном и упорном труде над ребенком с раннего детства. Только так можно достичь более или менее ощутимых плодов.

Наш батюшка Анатолий Гармаев в своей книге «Этапы нравственного развития» дает четкое определение, что такое труд, а что такое работа, и как перейти от работы к труду, и как отличить ложный труд от истинного.

Святитель Варнава (Беляев) пишет на эту теме в книге «Основы искусства святости».

Священник Евгений Шестун описывает особенности подросткового периода.

По данной теме трудов св. отцов, к сожалению, не нашел, так как о труде тему раскрываю впервые. Благослови меня, Господи.

Основная часть

Разыскивая ответ на поставленный вопрос, я обратился к началу Библии, где Господь давал заповедь о труде. После создания мира невидимого и видимого Господь на шестой день сотворил человека. «И взял Господь Бог человека, (которого создал), и поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2:15). Это первое упоминание о труде, которое встречается от создания мира. После грехопадения человека Господь дал заповедь о труде «…в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:19). Эта заповедь дана была в момент изгнания из рая.

В книге свящ. Анатолия Гармаева я нашел для себя определение труда. Труд — это отклик на нужду конкретного человека.

Работа — это действие по способностям.

Для меня раньше труд и работа было одно и то же, но оказывается, что когда я тружусь, я исполняю конкретную нужду, и идет живое общение с человеком. Если я работаю, то я исполняю обязанности на рабочем месте, но живого общения с человеком не происходит.

Когда человек трудится, то высвобождается дух, то есть наступает мир, все бывшее до этого смятение отсутствует, водворяется тишина и приходит радость, с людьми становится легче общаться.

Для меня труд — это одна радость. Будучи на подготовительном отделении в 2000 — 2001 году, я выполнял различные послушания. Мне нравится помогать ближним. Я руководствуюсь своим правилом: если не я, то кто же. Зная, что Сам Господь подает такие ситуации, и ты выбираешь, делать или не делать. Ведь Господь даровал каждому человеку свободу выбора. И каждый раз, когда я выбирал сделать дело до конца, то Господь мне давал такие силы, что на следующий день это желание у меня возникает вновь и вновь. На сердце при этом было легко и радостно.

Что мне мешает исполнить дело или нужду ближнего?

Плохое настроение и лень.

Когда совесть чиста, она дает радость жизни, а когда она помрачена каким-либо грехом, тяготящим ее, то настроение падает и не хочется ничего делать, но из этого следует, что нужно стараться держать совесть непомраченной. Когда согрешу и совесть указывает мой грех, нужно тут же обратиться к Господу с просьбой о том, чтобы Он простил меня. Продолжать до тех пор, пока не почувствую прощения и легкость.

Святитель Иоанн Златоуст по этому поводу говорит так: «Кто имеет добрую совесть, может постоянно праздновать, ибо это есть проявление радости о Духе Святе», а в другом месте: «Если у тебя чиста совесть, то ты имеешь постоянно праздник, питаясь добрыми надеждами и утешаясь упованием будущих благ».

По себе вижу, что справиться с ленью мне очень трудно, но помогает принуждение себя. В нашем училище все условия благоприятствуют этому.

Из своего опыта я знаю, что когда укоряю себя, это дает мне силы откликнуться на просьбу и нужду ближнего. Мне дают помощь личные беседы с духовником. На беседах он мне помогает разуметь себя, различать добро и зло. Также мне помогает исповедь и Святое Причастие.

Чтобы избавиться от лени, святитель Феофан Затворник советует: «Ухитритесь взбадривать себя. Это немощь с кем не случится! Надо себя взбадривать, а потом, видя, что ничто не берет, претерпеть это состояние. Даст Господь утешение и движение, оживет душа».

Священник Анатолий Гармаев в своей книге «Этапы нравственного развития» пишет, что запечатление труда, способности к труду у ребенка начинает формироваться от 5 до 7 лет. В том случае, когда ребенок 2/3 свободного времени находится в трудовом действии, то есть в отклике на нужду, в душе запечатлевается способность трудиться, и человек уже на всю жизнь имеет постоянную тягу к труду, желание трудиться. Там же, где дети в этот период находится в праздности, то есть в безпечной радости, в смотрении телевизора и прочих развлечениях, в том числе в работе по способностям, а не по нужде, там запечатлевается праздный образ поведения.

В лекции по общей педагогики о. Анатолий Гармаев говорит следующее: «Если труда нет, деятельная сила не дает ребенку сидеть на месте. Он всегда активен, стремителен, легок на подъем. В то же время есть дети, степенные в деятельной силе — в делах и играх. Они неторопливы, хотя при этом остаются всегда до конца и всю душою в деле или игре.

Чем больше деятельная сила перекрыта страстной эмоциональностью, тем более ребенок отдается праздности и тем менее он способен пойти по чувству долга или чести. Ныне немало детей, которые этих чувствований вообще не слышат ни в себе, ни в других.

Физический труд на земле есть вещь прекрасная и этот труд сам по себе составляет цель и назначение человека. Божественный закон непреложен и, так мы сейчас видим, он говорит нам, что, наоборот, труд есть наказание, что маета эта временная и пользоваться им должно только как средством спасения». Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Это сказал не мирской какой-либо учитель или философ, но божественный апостол Павел.

Значение труда для телесного здоровья. Заповедь Божия не велит только давать потачки телу, а заботиться в меру о нем — наша обязанность. Душевное здравие не может создаваться без помощи труда. Поэтому телесный труд приводит душу в смирение.

Итак, труд смиряет тело, а когда тело смиряется, то в месте с ним смиряется и душа (преп. авва Дорофей). А кто смиряется, тот спасается и исцеляется душой. Работать же ради корысти, ради славы и по всяким иным основаниям — грех.

Труд над ребенком, как основа воспитания, был заповедан еще евреям в писаниях Ветхого Завета. «Учи сына твоего и трудись над ним, чтобы не иметь тебе огорчения от непристойных поступков его», — говорится в книге Премудрости Иисуса Сирахова (Сир. 30:13).

Николай Евграфович Пестов в отношении воспитания детей пишет следующее: «Его успех будет обезпечен, если мы не будем жалеть своих сил, с волевым напряжением будем работать над детьми, не урывками, а всегда, все время посвящая этому делу».

Достижение цели, как следствие упорного труда — это закон, данный Богом человечеству после грехопадения: «В поте лица твоего будешь есть хлеб». И без пота нет успеха, без пота невозможно пропитание, невозможна сама жизнь.

Целеустремленность неразрывно связана с самопожертвованием. Ради заботы о детях родителям необходимо иметь решимость оставлять так называемую «личную жизнь» и «личные интересы», развлечения, театры, праздные знакомства, потерю вечеров в гостях, светскую, не питающую духа литературу и т. п. Все это крадет у нас силы и время, которого мало, которое драгоценно, как вверенные нам от Господа «таланты», которого недостает для спасения и себя, и детей.

Труд и борьба нужны в деле воспитания детей и для «великого», и для «малого»: «В малом ты был верен, над многим тебя поставлю» (Мф. 25:21).

Когда должен начинаться труд родителей над душою ребенка?

Об этом пишет свящ. Александр Ельчанинов:

«Почему важны впечатления детства? Как важно торопиться наполнить сердце и ум ребенка светом и добром с самого раннего детства?

В детстве — сила доверия, простота, мягкость, способность к умилению, к состраданию, сила воображения, отсутствие жестокости и окаменелости. Это именно та почва, в которой посеянное дает урожай в 30, 60, 100 крат. Потом, когда уже окаменеет, очерствеет душа, воспринятое в детстве может снова очистить, спасти человека. От этого так важно держать детей ближе к Церкви — это напитает их на всю жизнь».

Детство — это открытое состояние совести и душевных сил. Ребенок слышит потребности окружающих людей.

Когда трудятся подростки, то они обычно завязаны на мнение своих сверстников. Они боятся упасть «лицом в грязь». Этот возраст непредсказуем, неудивительно, что идет резкое и острое колебание настроения, непонятные переживания — как вести им с воспитателем. В 13 лет подростки изживают свое детство. Идет крушение принципов, рушатся авторитеты, наступает общая неопределенность и раздражительность, также у подростка появляется протест.

В этот момент, как мне видится, правильным было бы вводить ребят в истинное трудовое действие. В этом возрасте у них проявляется самостоятельность. Им нужно дать какое-либо дело, которое они бы сделали с присущими им добросовестностью и качеством. В таком труде у них появится самостоятельность и обращенность к людям. Для этого нужен правильно устроить труд.

Есть два типа трудового действия: ложное и истинное.

Ложный труд:

1-я ступенька — задумка.

2-я ступенька — само трудовое действие.

3-я ступенька — успех.

В результате мы получаем хорошего трудягу, но эгоиста.

Истинный труд:

1-я ступенька — нужда, отклик на нужду.

2-я ступенька — исполнение нужды.

3-я ступенька — чувство благодарности.

Чувство благодарности дает силу, чтобы откликнуться на следующую нужду. И это нечто совсем другое, нежели вдохновляющее чувство успеха.

I. Как сформировать ценность труда у подростков?

  1. Через беседу о значении труда, ради чего он должен принести этот труд:
    • предмет труда (место, предметы труда);
    • способ труда;
    • объем времени;
    • в искусе — помощь в беседе — возбуждение совести.
  2. Беседа призывающая — воспитывающая при искусе.
  3. Личный пример не только деятельно, но и в духе.

II. Что и как делать, чтобы их привести к труду?

  1. Должна быть поставлена цель труда — ради чего.
  2. Мера ребенку — давать чуть выше общего объема, чтобы было куда расти.

Задача для детей — встать в труд: качественно, в срок до конца.

Действие задается на общих трудах — разрабатываются волевые силы души.

III. Задать конкретные упражнения:

а) Отклик на нужду. Например: 1 раз в день совершить труд ради ближнего — узнать, кто в чем нуждается, и предложить свою помощь.

б) Сбор с детьми в определенное время с тем, чтобы определить трудности, возникшие у них на пути к доброделанию.

У кого получилось?

У кого нет?

Что помешало?

Разговор по совести и совместное решение проблем.

Цель этого труда: развитие в добродетель.

в) Каждого ребенка поставить в ответственность на служение:

  • для подростка выписать обязанности;
  • он должен выучить обязанности;
  • ежедневно приносить воспитателю отчет о выполнении.

Задача воспитателя: исправить трудности подростка к обязанности по ситуации.

Через эти действия воспитывается чувство долга и ответственности.

И в заключение основной части хочу сказать следующее. Подростки, хоть они и строят из себя взрослых, но на самом деле это те же дети, но самостоятельные. Не надо их бояться, ведь с нами Бог!

Заключение

Подведу итог вышесказанного. Заповедь о труде была дана Господом еще в Ветхом Завете.

Труд — это отклик на нужду конкретного человека.

Следует различать разницу между работой и трудом.

Работа — это действие по способностям.

Труд высвобождает дух, приносит мир, спокойствие, радость душе, легкость в общении с людьми.

Трудиться мне мешает плохое настроение, лень. Из этого состояния я выхожу самоукорением себя, личными беседами с духовником, а также помогает исповедь, Причастие.

У детей запечатлевается труд, способности к труду с 5 до 7 лет. Когда ребенок 2/3 свободного времени находится в трудовом действии, то есть в отклике на нужду, в душе запечатлевается способность трудиться на всю жизнь, если же этого не происходит, то ребенок, вырастая в подростка, становится эгоистом, человеком, живущем в праздности. Поэтому с подростками на поселении я буду трудиться:

  1. над правилом: качественно, в срок и до конца;
  2. над откликом на нужду;
  3. в конце дня подводить итоги вместе с ребятами и разрешать трудности.

Лично я буду трудиться над добродетелью труда и самоукорения.

Богу нашему слава всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Использованная литература

  1. Библия.
  2. Свт. Варнава (Беляев). Основы искусства святости.
  3. Свящ. Евгений Шестун. Общая педагогика.
  4. Н. Е. Пестов. Путь к совершенной радости.
  5. Преп. авва Дорофей. Душеполезные поучения.
  6. Свящ. Анатолий Гармаев. Этапы нравственного развития.