О дружбе (беседа для 2-го, 5-6-х классов)

Раиса Разенкова, 2 класс, 2002 г.

1. Тема: «О дружбе»

2. Цели:

  1. Познавательная: раскрыть смыслы дружбы;
  2. Воспитательная: подать образ настоящей дружбы;
  3. Развивающая: помочь увидеть, что же во мне мешает быть другом.

3. Замысел: беседа выстроена в виде диалога.

4. Задачи:

  1. (Для себя лично) помнить о том, что с нами Бог! И ничего не бояться.
  2. Услышать от детей их понятие о дружбе и вывести их к правильному образу.
  3. Побудить детей задуматься: «А какой же я друг?»
  4. Подать образ так, чтобы он стал зовущим.
  5. В ходе всей беседы помнить о ее целях.

5. Плод: желание разобраться в себе, почему у меня не получается быть другом.

6. Ход беседы:

— Здравствуйте ребята!

Садитесь. Сегодня мы с вами поговорим о дружбе. Но для того, чтобы было легче общаться, нам надо познакомиться. Меня зовут Раиса Владимировна. А с каждым из вас мы познакомимся уже в ходе самой беседы.

(2 минуты.)

Каждый из нас имеет друга, а кто-то даже и не одного. Само слово друг, какое оно имеет значение? Кто как считает? (Отвечают.)

(3 минуты.)

— Да, слово друг имеет разные значения. Иногда оно означает близких человек, приятель, хороший знакомый. В этом смысле говорится: друзей-то много, а друга нет. Иногда этим словом обозначается привет в беседе с равным или низшим, кто бы он ни был, знакомый или не знакомый. «А что, друг, где тут пройти на дорогу?» Но в собственном смысле другом называется человек, который с такой любовью принимает к сердцу все, что меня касается, что поистине он для меня — другой я.

— А кто сейчас из вас мог бы рассказать о своем друге? (…) Из чего состоит ваша дружба? В чем она заключается? (…)

(5 минут.)

А теперь загляните внутрь себя и посмотрите: являюсь ли я таким же другом для своего друга? Допустим, у вашего одноклассника (друга) старшеклассники отобрали деньги, которые были даны ему родителями на завтрак. Откликнется ли ваше сердце помочь ему? Не пройти мимо него?

Дружба немыслима без любви, но не это не то же, что любовь в обширном смысле. Любить мы долины всех людей, но дружить со всеми мы не обязаны — это дело личного расположения.

Притом дружеская любовь в большей части случаев взаимность; она соединяет тех, которые лично сошлись между собой, нашли один в другом свойства, располагающие и привязывающие их друг к другу, которые коротко узнали друг друга и убедились, что они с полным доверием могут обмениваться мыслями, чувствами, советами, что во всех затруднительных обстоятельствах они могут положиться друг на друга.

Потребность дружбы глубоко насаждена в нашей природе. Каждый из нас скучает, если не с кем обменяться мыслями и чувствованиями, не с кем разделить радость и горе, не перед кем доверчиво высказать свои недоумения, не у кого попросить совета, вообще, если нет существа, перед которым можно было бы облегчить душу свою откровенностью. Ближайшее удовлетворение потребности дружества мы находим в семействе. Из семейных чаще всего другом бывает мама: «Нет такого дружка, как родная матушка».

Но потребность дружбы не всегда может находить полное удовлетворение в кругу семейном и родственном. Опыт показывает, что дружеская привязанность к отцу, к матери, к братьям, сестрам, крепкая сначала, с течением времени нередко ослабевает от разных причин, например, от женитьбы, от воспитания и образования, которое иногда так возвышает юношу над родными, что общего между ними остается слишком мало.

Но с другой стороны, нельзя не признать, что дружба по самой сущности своей есть также потребность, для удовлетворения которой нужно родство душ, нравственное согласие, которое не зависит от плотского родства и сближает людей, чуждых и далеких друг от друга по внешним отношениям и положению.

Если вернуться в прошлое, на много веков назад, то уже тогда можно увидеть образ такой дружбы между двумя юношами, Ионафаном и Давидом. Один был царский сын, другой сын простого гражданина. Оба юноши сблизились друг с другом. Искренность своей дружбы Ионафан доказал тем, что неоднократно спасал Давида. Предупреждал его об этом и не раз защищал его. Однажды он так смело защищал его, что сам едва не поплатился жизнью. И все крепче становилась любовь к нему Ионафана, сильнее горело его сердце желанием встречаться с другом. При одной из таких встреч Давид сначала трижды поклонился своему другу как царскому сыну и своему благодетелю, потом они бросились в объятия друг к другу и долго плакали, пока Давид не выплакал свое сердце. При этом они повторили завет вечной и неизменной дружбы.

Еще в старину существовал обычай, который состоял в том, что люди, заключавшие дружеский союз между собою, менялись тельными (нагрудными) крестами и клялись жить по-братски до смерти и помогать друг другу во всех случаях жизни.

(5 минут.)

И если вспомним слова из песни, то услышим в ней, что дружба крепкая — не сломается, и на самом деле, когда два друга вместе, кто их «разольет водой»? В одном из рассказов говорится о том, что даже два дуба, сплетенные вместе корнями, не мог свалить никакой ураган. Послушайте его (из книги «Духовные посевы»).

(2 минуты.)

Счастлив человек, имеющий истинного друга.

«Верный друг — крепкая защита; кто нашел его, тот нашел сокровище. Другу верному цены нет и сравнить его ни с чем нельзя».

Ребята, а сейчас давайте снова посмотрим внутрь себя. У кого из вас появилось желание не иметь такого друга, а самим стать им? (Отвечают поднятием руки.)

Для этого необходимо исполнить одно правило: о чем бы твой друг ни попросил, не отказывай ему, исполни настолько, насколько можешь. И это доброжелательное отношение зародит дружбу. Начни с себя.

Кто запомнил это правило?

Кто может его повторить?

Кто уже точно может сказать, что он возьмет это в жизнь?

Желаю вам терпения и мужества, чтобы вы стали настоящими друзьями друг для друга.