Отчет о служении соровождающего объединения на семейном поселении (июль 2008)

Родион Иванов

Нынешнее поселение 2008 года стало продолжением и следствием развития замысла семейного поселения в 2007 году. Тогда при планировании и проведении впервые заговорили о значимости и жизненной необходимости становления и развития жизненных призваний личности. Эти призвания были осмыслены, конкретизированы до простой узнаваемости их в жизни людей, до полного различения их от прикладных призваний (как второстепенных и безжизненных, не имеющих верного основания).

На устроительном слове выделены 4 основные области жизни поселения (и вообще жизни церковного человека), в которых как раз и нужно трудиться над тем или иным жизненным призванием, им осуществляя и богоугодно совершая данную область:

  • отношения с Богом;
  • жизнь и отношения с ближними;
  • труды;
  • активное отдохновение.

При планировании поселения была выбрана стратегия — защищая интересы и жизнь детей, идти от ребенка к его родителям, и тогда сопровождающий берет обязанности крестного ребенка в своем объединении (и его семей).

Из этой стратегии образ поселения такой: устраиваем жизнь детей в их жизненных призваниях и идем к ним вместе с родителями.

Тематика: воспитатель как сопровождающий ребенка.

Плод: опыт совместной деятельности и общения в семье на уровне истоков и призваний, опыт единодушия и единогласия.

И в целом, как показал анализ поселения, эта стратегия оправдалась. Родители приняв значимость и главенство жизненных призваний, пошли в труд над ними и естественно обратились к своим детям, к устроению ладных и укладных отношений в своей семье (уже не было передачи детей воспитателям во время родительских школ, богослужений, праздничных трапез и других событий, как на прошлых поселениях). Таким образом, включились и пробудились личные ресурсы каждого поселянина (в том числе и детей) из их жизненных призваний (как у женщины, после рождения ребенка пробудившейся в материнстве, появляется сила, отлагающая все былые ненужные увлечения и занятия и все отдающей своему ребенку). Этот труд во многом объединил, сплотил все поселение, дал возможность преодолевать и разрешить многие «узкие» места.

При подготовке и устроении нынешнего поселения (которое началось анализом прошлого) было предложено посмотреть на поселение со стороны лада и уклада, ладных и укладных отношений в семье, дел и событий на устроение ладных отношений.

Лад — это проявление жизненных призваний, или отношения из жизненных призваний, или внутреннее единодушие.

А уклад — во что облекается лад: обычаи, традиции, правила, навыки, привычки, распорядок.

Лад может быть и без уклада, но уклад помогает ладу умножаться, а не оскудевать и гаснуть, переходя в хаос и раздоры. Так, характерны примеры в семьях (особенно многодетных), где лад держится только жизненностью детей, их еще искренним и не потерянным сыновством, а не сознательно устраиваемыми событиями со стороны родителей. И когда «вдруг» наступает переходный подростковый возраст и дети начинают уходить из семьи — в доме наступает тишина и скука, в которую врываются различные искушения, разрушая семейный лад.

Поэтому услышалось, что в данном поселении необходим сугубый труд над родительским призванием, а в нем над отцовством и материнством.

И тогда определилась главная тема поселения и вообще здоровой семейной жизни —обращенность семьи к отцу, патриархат. И материнство как обращенность к добродетелям отца, поиск своего счастья в них — «счастье матери в добродетелях отца» (существо материнства).

К существу отца будет относиться крестное попечение о домашних в сыновстве Христа Отцу Небесному и созидании условий жизни в семье, общине, Отечестве, Церкви.

Здесь 2 основных направления труда:

  • труд матерей к отцам, детям, Отечеству, Церкви;
  • труд отцов к детям, Отечеству, Церкви.

Вторая красная линия, непосредственно относящаяся и направленная к первой, была определена и задана уже на устроительном слове как освоение умений в жизненных призваниях, классность поселян: отцов, матерей, детей. Был предложен перечень умений по «глубине» личности, без овладения которыми невозможно обрестись в жизненных призваниях.

Поселение длилось седмицы — каждой был посвящен и предложен поселянам свой труд над призваниями отцовства и материнства:

1-я — разумение себя, т. е. узнавание себя, своего призвания, как и где оно проявляется и живет. И стараться из него иметь отношения с ближними. И тогда проявятся различные затруднения, «подводные камни» в этом труде.

2-я — начальный труд по преодолению выявленных затруднений, т. е. нахождение нужного умения, которое может разрешить его, и освоение этого умения.

В помощь освоению предложена лестница ПС — для постепенного и поэтапного обретения этого умения в «глубину» и «долготу» личности.

3-я — посвящена продолжению освоения этого умения и обретению опыта новых возможностей в устроении ладных отношений и уклада в своей семье по приезде домой и уже труд там в течение года до следующего поселения.

И еще одна красная линия, также направленная к главной теме поселения — это празднование церковных праздников: преподобных Петра и Февронии, апостолов Петра и Павла, Царственных мучеников, преподобного Сергия, Казанской иконы Божией Матери — празднование в их полноте и глубине и общем развитии замысла отцовства — материнства от праздника к празднику. Было 5 объединений и 5 праздников, ответственными за исполнение которых было одно из объединений.

Оценка выбранной стратегии и тактики?

В целом видится, что выбранное направление жизни и труда в поселении оправдалось и принесло хорошие плоды и результаты. Господь впервые собрал столько отцов ссемьями (9 отцов, из них только Дмитрий Иванович был без супруги, но с детьми). Он и предложил взять в свои руки устроение жизни поселения — т. е. стать главой, как и положено в семье, уразуметь существо отцовства и из него начать устраивать жизнь своей семьи, объединения, всего поселения.

Для этого были запланированы и проведены советы отцов. На первом был труд по вникновению, узнаванию в своей жизни и донесение всем в ресурсном круге (и их обогащения) существа отца по святителю Иоанну Златоусту. Был выбран старший отец — Леонид Всеволодович и его помощник по трудам — Дмитрий Иванович, намечен ряд дел по устроению жизни в поселении (труды, отдохновение, занятия с детьми, решение возникших вопросов, конфликтов). Определено время следующих советов.

По сравнению с прошлым поселением, где сопровождающие были больше в активе и в центре, сейчас это место, как и подобает, заняли отцы. И хотя им поначалу была непривычна эта роль (особенно когда избирали старшего отца), но потом освоились, почувствовали вкус и значение, а к концу смены многие захотели повторить этот опыт на следующем поселении, продолжая его дома в своей семье, и даже поступило предложение продлить поселение еще на одну неделю, чтобы более полно «вкусить» и потрудиться над своим отцовством.

Наиболее удачные события,которые послужили детям, родителям, супругам, семьям:

  • праздник преподобных Петра и Февронии;
  • поход по местам боевой славы;
  • семейная ярмарка.

Праздник в честь благоверных князей Петра и Февронии Муромских готовило для всех наше объединение — папы Вениамина Цыпина. Это был первый в ряду праздников поселения в замысле отцовско-материнской линии. Он как раз завершал церковным празднованием и отдохновением труды 1-й седмицы — по разумению себя, своего родительского призвания, настрою и входу отцов в главенство и старшинство в поселении. Для меня как сопровождающего подготовка, планирование вместе с объединением и устроение этого праздника было на 1-й неделе одной из главных целей, задач и внутренних устремлений к осуществлению. Хотелось в полноте и из правильного образа (который сложился в итоге опыта подготовки и проведения праздников в училище и общине) совершить вместе с объединением приготовление и исполнение праздника — начиная с замысла и заканчивая анализом происшедшего в итоге. Для этого уже в первые дни заезда упреждал об этом событии, об ответственности и серьезности отношения к нему и сугубой подготовке. Наметили вместе дни и время сборов для планирования.

Еще при разработке поселенияв череде праздников, по-разному открывающихобщую линию отцовства, в этом первом на поселении празднике — Петра и Февронии — увиделось очень полное и глубокое исполнение супружества как начало родительства и отцовства.

Когда собрались со взрослыми нашего объединения, то вначале обратились к существенному в труде над замыслом праздника .

Для этого провели работу по трем последовательным этапам (первые 2 из которых — в ходе ресурсного круга):

  1. «Какое у меня внутреннее отношение к благоверным, их празднику, что для меня сердечно важно в их житии и что хочу донести и раскрыть ближним?» — ресурсный круг.
  2. Обратились к богослужению (стихиры, тропари канона), житию разных авторов, проповедям. Каждый взял что-то одно и после самостоятельного чтения и вникновения- снова был ресурсный круг: «Чем я еще обогатился, углубился и уточнился к тому, что раскрыл и услышал от других на первом ресурсном круге». В итоге наметился замысел из трех пересекающихся тем:
    • «Благоверие храняще» богомудрая Феврония становится счастлива, взращивая добродетели своего мужа.
    • А Петр — смирением храня верность браку, «гордого змия» в себе победил и обрел добродетели.
    • И внешне они, «взявши ярем Господень», обрели любовь и святость.
  3. Исходя из рожденного замысла начался общий труд и поиск действий и событий по исполнению его на праздничной трапезе и при подготовке к ней.

В объединении все по-разному участвовали в подготовке. Так, Ольга Ивановна, впервые сюда приехавшая и только начинающая свой путь к Церкви и к Богу, была больше созерцателем — ей было почти все интересно, ново, она исполняла какой-то наиболее простой и понятный труд в подготовке, но наши иногда долгие заседания она до конца не выдерживала и уходила с душевным утомлением. Сам же праздник в его совершении ей понравился — она увидела результат и плоды всех усилий.

В большую меру участвовали и понимали Елена Михайловна и Елена Колачева — так как уже не первый раз приезжают и имеют опыт устроения.

Основной же двигающей разумной силой и деятельными, волевыми исполнителями были Вениамин с Еленой и Людмила и Александр из Нижневартовска. На их уровне и глубине осмысления и проработки данного события и шла в основном вся работа.

При подготовке к празднику и на самам празднике совершался труд в членов семьи навстречу друг другу: жены вспоминали, находили и выписывали добрые качества своих мужей и жизненные ситуации, в которых они проявлялись. Мужья — случаи, когда сопутница помогла им преодолеть в себе что-то греховное, «гордого змия» (как преподобная Феврония помогала всю жизнь Петру).

Дети делали рисунки о добрых делах своих родителей и потом украсили ими трапезную общим панно добрых дел семей.

На трапезе же в живой форме, привлекающей внимание и участие детей, мужья искали по описанию себя и своих добрых качеств — своих жен: «Чья жена могла такое увидеть в своем муже?» — им в этом помогали дети, узнавая своих маму папу. И узнавши, делились (кто мог) со всеми, как спутница помогла побороть «гордого змия». При этом обреталось единство всех на трапезе, люди с лучшей стороны узнавали друг друга.

Сколько в жизни поселения было образцов — каких? Кем и как они подавались?

В нашем объединении образцами — как трудящимися над своим родительством в воспитании детей были семья Цыпиных и особенно мама Елена, матушка Людмила, Елена Колачева со своими тремя детишками. Это по сравнению с двумя другими мамами — Ольгой и Еленой, с которыми были конфликты.

Цыпины после родительской школы по-новому поняли, что и кто есть мать и отец и в чем отличие их от мамы, папы и родителя. Для Елены стало переосмыслением своих отношений в семье, с детьми — существо матери — что счастье матери в добродетелях отца, а не в детях или еще в ком-то или чем-то. Вениамин делился, что ему легче и свободнее быть как супругу с женой, а в общении с детьми труднее, не хватает душевных и духовных сил на них, нет нравственного напряжения, мешает расслабленность и раздражение на их поведение.

Но осознав это, он начал идти в сторону отцовства — взяв старшинство в объединении, труд над мужеством по отношению к своим детям, выбрал нужное умение и начал один из немногих собирать истоки по нему (хотя уже 13 июля улетел в Германию — там решил продолжить труд по истокам). И когда он уехал, Елена осталась с пятью детьми в непростых условиях жизни нашего поселения. И дети все очень разные, со своими характерами и капризами. Вначале, когда были только Гриша и Иустин, они показались мне какими-то безликими и полудикими. Но потом жизнь в поселении их как-то выправила и родители начали трудиться с ними, и я их как-то больше узнал — чток каждому нужен особый «ключик», без которого к нему не подойдешь, отношений не наладишь. И видно, что особенно мама Елена эти «ключи» к ним постоянно подбирает — где-то с лаской, нежностью, заботой, а где-то со скорбью, укорением, печалью за них, и дети, хоть и не всегда, но слушаются и идут навстречу. И изменения в поступках детей были видны к концу смены. Так, Гриша (4 года) уже сам приходил в трапезную и просился помогать накрывать столы и делал это с ответственностью и серьезностью маленького, но самостоятельного человека. А до этого мог безконтрольно убегать в неизвестном направлении, капризничать.

Вообще, Лена показала пример труда над материнством, не ищущей каких-то легких и обходных путей в отношении ни к себе, ни к своим детям, не покрывала и не оправдывала их греховные состояния и навыки и не указывала, что другие дети не лучше, как это делали некоторые другие мамы в «узких» местах. А однажды на кухне так и сказала, что когда мы начинаем смотреть на других, на их недостатки и недочеты и тем самым оправдывать себя, в тот же момент заканчивается наше спасение.

Матушка Людмила в нескольких жизненных ситуациях для меня и для рядом находящихся мам и пап была образцом мудрой матери — научающей нас своему опыту (правда, как потом проявилось, не все этот опыт воспринимают и им обогащаются).

Так, в начале поселения был совет знакомства в объединении — на улице около рабочего корпуса. И дети к концу совета постепенно разбрелись по окрестностям. Когда взрослые закончили и встали петь «Достойно есть», все родители стали звать-кричать своих детей на общую молитву. А матушка предложила правило: когда что-то говоришь детям, зовешь куда то, просишь о чем-то — говори и зови только один раз и жди какое-то время (не повторяя многократно впустую одно и то же, в итоге срываясь и раздражаясь). Далее — если ребенок не послушался, сделать из нравственного направления предупреждение ему и потом, если это не действует — наказать сообразно проступку. Это — ради ценности слова родительского, его авторитета и силы. Чтобы дети с младенчества поняли важность слова и сами не пускали слов на ветер.

К этому правилу многие прислушались и потом взяли труд над «Капелькой мужества».

Елена Колачева, имея троих детей, в том числе и совсем маленькую Настю и при том, что в середине смены они все вчетвером болели и температурили, не пропустила ни одной родительской школы, почти ни одного совета и других важных событий. тем самым подавая пример ревностного ученичества, любознательности и материнства.

Какие цели ставились в служении?

Готовясь в планировании и выходя на свое служение в этом году, с одной стороны, я уже имел образ и опыт прошлогоднего семейного поселения с добрыми плодами и хорошим результатом по его окончании. С другой же стороны, добавлялась нагрузка держателя красной линии по классности поселян, более многочисленное, чем в том году, объединение (до 25 человек), и было меньше устроителей (студентов-сотрудников).

Цели были такие:
  1. В связи с новой стратегией отцовства и обращенности семей к отцу, оставаясь сопровождающим, помочь Вениамину стать старшим и в объединении, держателем и устроителем его жизни.
  2. Иметь в разумном и сердечном внимании каждого члена нашего объединения, чтобы никто заметно или незаметно не «выпал» из общего хода и строя жизни, совершающихся событий, был в соборности со всеми.
  3. Научать и делиться своим опытом и обретенными умениями церковной и общинной жизни с приехавшими к нам.
  4. Быть, насколько возможно, держателем своей красной линии, в первую очередь в своем объединении.
  5. Трудиться над исполнением выводов своего доклада, т. е. над нравственностью, ответственностью к ближнему как деятельному проявлению любви.
  6. В жизни объединения, всего поселения, встречах и общении по разным вопросам и ситуациям давать место Богу, наблюдая и внимая Его Промыслу и действию здесь и сейчас, не стараясь все до конца упредить, сделать только своими силами, везде подстелить «соломки».
  7. Исполнять и готовиться к своим храмовым служениям — по алтарю и клиросу.
Из чего, откуда ставились цели?

Из веры в Бога, надежды на Него, пережитого опыта Его помощи и покрова в разных трудных жизненных ситуациях.

Из заботы о ближних, чувства долга и ответственности перед ними, желания им помочь, поделиться своим опытом и умениями, научить, развить задатки прикладных и жизненных призваний.

Из пережитого чувства вкуса в общении с ближними на уровне истоков и желания встретиться и пообщаться с новыми людьми и их опытом жизни.

Из труда и внимания к своей совести и хождения по ней и перед ней, а не из самоугодных и самолюбивых оснований.

Из попечения о семьях, их целостности и отношений в них из жизненных призваний, а не психопатических завязок.

Что есть существенное, что обслуживающее в моем служении:
  1. В отношениях к Богу, к подопечным, к Церкви, Отчизне.
  2. В целях и задачах.
  3. В событиях, действиях, распорядке дня недели.

В отношениях к Богу существенное: сохранение связи с Ним, слышание Его участия и благодатной помощи во всех делах и событиях, которые необходимо совершать. Труд к тому, чтобы опираться не только на свои силы и возможности, а искать Его Всемогущества и Вседержительства, внимать Его Промыслу и реальному присутствию в любой момент и в любом месте.

Для этого важен труд внутрьсобирания, внимания к совести, хранения себя в чистоте от различных помыслов, пожеланий и хотений, труд в молитве как живом общении с Богом словами молитвословий, в сердечном расположении, со вниманием и разумением, что произносишь, о чем просишь, за что благодаришь, в чем каешься.

Также существенно: регулярная подготовка и участие в Таинствам исповеди, Причастия, которые дают силы и ревность для дальнейшей церковной жизни и исполнения своих служений; подготовка и исполнение своих храмовых служений: алтарного, клиросного ради благолепия и достойного совершения богослужений.

Обслуживающие при этом -все дисциплинарные, организационные и содержательные моменты, помогающие и устраивающие все существенное. Существенное в отношениях к подопечным — внимание, забота о них, понимание их нужд (материально-бытовых, душевных и духовных) и проблем, вопросов и помощь в их разрешении. Труд из радения о них, о их спасении и воцерковлении (ухода от человеко- и самоугодия — как мне легче и приятнее). Молитва и молитвенное вспоминание о них и встречи с ними. При общении — поиск и расположение к доброму, Божиему в них, не «цепляясь» за худое, не судя человека по одному поступку. Отрабатывать его поступки и возникающие жизненные ситуации до конца, не бросая их на самотек, при этом не давя на его личность, а обращаясь к свободе и самостоятельности. Обрести, первым делом, лоно отношений, а потом уже начинать воспитующее влияние и общение. И чтобы само общение происходило не на поверхностном внешнем уровне, а от глубины души, от истоков и из призваний.

Существенное в событиях, распорядке.

Важны те события, которые дают пережить новый жизненный опыт, развивают существенные жизненные умения, дают разуметь себя и свою жизнь, дают опыт единодушия и соборности, чтобы событие приводило к сплочению церковному семьи, объединения и всего поселения.

Так, на первой неделе для меня главным событием была подготовка и проведение праздника Петра и Февронии, на второй — труды в огороде, садах, на третьей — дежурство на кухне и на всех — родительские школы, советы отцов, праздничные дни.

В чем и через кого проявилась потребность правильного родительства, супружества, воцерковления, у кого какая несостоятельность, что обрелось?

Потребность и труд к правильному супружеству и особенно родительству был у семьи Цыпиных. Так, Вениамин, разумев на совете отцов, что ему с женой быть легче и радостнее, чем с детьми, решил сознательно менять свои отношения с ними. Выбрал умение касательно налаживания лона отношений с детьми и начал собирать истоки по нему. Труд над «Капелькой мужества» предпринимал два раза: держать родительское правило  — исполнять 3 этапа в обращении с детьми: один раз сказал, предупредил, наказал. Правда, «капельку» не получил, так как до конца не взял в ответственность это правило, часто впадал в «расслабление», отстраненность от ребенка, начиная в разных сложившихся случаях исполнять эти этапы, но до конца не доводил, оставлял. А когда получалось его исполнить, изменения и плоды были видны в детях (пример с Иустином) — папа довел до конца правило, наказал его, несмотря на все «психи» — и мальчик, переборов в себе грех, на следующий день встал с другим лицом, собравшись во все доброе, забыв про все обиды и капризы.

А Елена, как чуткая жена и мать, во многих моментах помогала мужу быть отцом (где-то подсказывала, напоминала, не бросала одного).

И изменения в детях проявились — когда 13 июля приехали из детского поселения Гоша, Аня, Лев и мы вышли на труды собирать абрикосы, то младшие Гриша и Иустин проявили больше терпения в труде, чем старший Гоша — и это все не без родительского труда над ними в течение этих 10 дней.

Проблемы с родительством и материнством проявились у Елены Орловой с ее Мишей и Лизой и у Ольги Костылевой с Ниной. Миша еще в предыдущем году проявлял дерзость и непослушание, особенно когда сходился со своим другом Колей. Сейчас же удалось пресечь уже в начале смены их компанию с Колей (да и сам Коля в присутствии приехавшего в первый раз папы повзрослел и был другим). У Миши же папа нецерковный, неформал-компьютерщик. Так его воспринимает и мама, и сам Миша (при этом бессознательно и сознательно копируя его поведение и жизнь). Елена пытается воспитывать и обращаться к Мише напрямую, не через отца, не находя в нем опоры и чего-то доброго. А сыном сложились какие-то нездоровые отношения и чрезмерная озабоченность его здоровьем — питанием. Хотя в начале поселения вместе со всеми (после устроительного слова, советов объединений) начинала труд над своим материнством, в чем-то разумела свои неправильные основания в отношениях с сыном, брала труд над «Капельками мужества». В конце первой родительской школы, когда подводили итоги и делились обретениями внутри объединения, мы, помогая ей себя разуметь, спрашивали про ее отношения с мужем, как ей к нему можно относиться из существа материнства (обращаясь к его доброму, добрым качествам, поддерживая их и давая им жизнь). Но, к сожалению, она пока не поняла, что сама должна что-то изменить в отношениях к нему как к мужу и отцу. И к концу смены она уже и сама не пошла на родительскую школу, и Мишу не «отпустила» трудиться на кухню с подростками, как бы охраняя его здоровье, но больше лукавство и лень. При этом с самим Мишей у меня было лоно отношений, меня он воспринимал и, в общем, слушался, даже после того, как один раз пришлось пресечь его разнузданность на кухне шлепком — вначале он немного повозмущался: «Вы не имеете права меня трогать, я в суд подам»,  — но потом успокоился, притих и взялся за дело. Но без помощи и поддержки мамы и мое влияние на него, и других мам и пап в объединении почти не имело силы и развития.

Подобные же проблемы были и с Ольгой Ивановной и Лешей. Но здесь Леша к концу смены проявился как более нравственно стойкий и крепкий, чем Миша — не бросал в деле на кухне своих товарищей. Хоть и уставал, и мама его жалела — сам приходил и был вместе со всеми.

Наиболее характерные примеры:

1. Самостоятельности.

Когда готовили семейную ярмарку, я предложил подросткам Сергею и Саше (с которым было много конфликтов из-за его дерзости к окружающим) подготовить и провести состязания-испытания на брусьях-турниках, и они после некоторых колебаний-раздумий согласились и исполнили самостоятельно это дело. Хотя был момент искушения -увлеченности другим. Пришел соблазн в это время поехать на Волгу отдыхать, и они уже было решили отказаться — тут пришлось им «помочь», сказав, что они уже вписаны и обозначены на карте ярмарки и обратной дороги нет.

А до этого они были истопниками на кухне, и в конце дня я напомнил Сергею, что их обязанность еще помыть полы в трапезной. Он вроде бы принял к сведению, но потом они вдвоем куда-то исчезли. Я послал одного подростка найти и сказать им, что они не выполнили своих обязанностей — они ответили через него, что уже не придут. Но через некоторое время, видимо, преодолев себя, вернулись и все доделали, что им сказали.

Тут важно было не «задеться» их таким непослушанием и вольностью, не осудить, вспомнив все их былые грехи, поверить в их доброе, потерпеть, подождать с упованием на Бога, не бросаясь сразу что-то решать, наказывать, применять силу и власть. Принять и понести даже то, что они несмотря ни на что не придут и не исполнят послушание.

Был случай, когда обращался к самостоятельности и свободе Льва Цыпина, и он откликнулся и совершил поступок. Наше объединение было на кухне, но на время приготовления праздничного обеда уходило отдыхать, передавая все папе Антону, который вызвался со своей семьей готовить обед на праздник Царственных мучеников. Он обратился ко мне с просьбой помочь им истопником. Я сказал, что у нас истопник Лев — заставить его остаться не могу, но объяснить сложную ситуацию и попросить помощи можно. После этого поговорил со Львом, и он согласился помочь вместо отдыха.

Маленький Гриша Цыпин вдруг однажды пришел на кухню и попросился накрывать и обслуживать на трапезе.

Девочки Поповы с Аней Цыпиной и Настей Абориной дружно приходили на помощь обессиленным ребятам мыть посуду, при этом проявляясь в жизненности — поя разнообразные песни.

2. Жизненности.

ее проявляли почти все дети нашего объединения, когда заявлялись и брали в труд разные испытания на «Капельки мужества» (некоторые по 2–3 раза за смену) — через это они развивались, совершались: не пройдя испытания в первый раз, ко второму подходили с большей собранностью и ответственностью.

Маленький Сережа Колачев (3 года) был в жизненности — когда отмечали на полднике его день рождения, и он всем рассказывал про своих папу и маму — чем занимаются, кто они и что он вместе с ними любит делать.