Доклад «Ева – значит жизнь»

Липчанская Маргарита, 2007 г.

Прежде всего хочу выразить слова благодарности Евгении М. и Свете М., которые трудились над подобными моей темами. И помогли этим мне в моем труде, охотно отвечали на мои вопросы и делились своими открытиями. Также я благодарна тем, кто отвечал на мои вопросы, делясь своим истоком, и тем, кто спрашивал меня. Это — Надя Д., Дима С., Борис У., Родион Н., Сама Х., Лариса Дмитриевна, матушка Алла, о. Анатолий — другие просили не называть их имен. Бог знает, всем Вам моя благодарность и любовь!

Обоснование темы

Почему я выбрала эту тему? На самом деле тем было несколько, и выбрать было не просто. Весь этот год я посвятила поиску главного. Главного в жизни. Искала везде, но более всего — в Евангелии и в молитве. Искала с твердой уверенностью, что этот поиск есть главный для меня. И если не найду-то и жить не смогу…

Поиск этот был рожден глубочайшим унынием и безысходностью. А они, в свою очередь, являлись следствием моих ценностей, мировоззрения и смысла жизни.

Сейчас я понимаю, что весь мой жизненный путь и особенно последние четыре года как раз и слагали те взгляды и воспитывали те поступки, которые и привели к глубочайшему внутреннему кризису. И именно эта невыразимая боль заставила так искренне и серьезно задуматься и обратиться к Богу!

Не описать словами всего что пережито и открылось за это время. Сказать могу только одно: теперь я очень благодарна за все, что было со мной и особенно за боль. Потому что через нее обрелась неведомая мне раньше глубина единения с Богом.

И главное, резко изменились многие мои ценности. Иначе увиделась сама жизнь! Точнее, увиделась жизнь в ее естестве.

Там, где раньше главным было идеально исполненное дело, теперь увиделась живых отношений с теми, кто рядом, ценность любви и искренности.

Там, где раньше надо было быть во чтобы что ни стало, теперь увиделась ценность быть любящей и настоящей.

Сейчас еще не до конца эти новые ценности стали моей жизнью. Вернее, они только выходят в нее. И часто худой навык срабатывает автоматом.

И самая большая радость в том, что обрелось уже всем училищем совсем недавно.

Вот говорят: «Он нашел (или не нашел) себя в жизни», — имея ввиду любимое дело, ремесло. Еще это называют призванием. Конечно же, им очень хотелось «найти себя в жизни». Но в деле не обреталось полноты. И особенной радостью стало открытие, что призвания бывают прикладные и основополагающие, то есть главные — жизненные. Это призвания, лежащие в основе живых отношений между людьми и основанные на любви. Так нашлась область, где нужно искать тему. Это область жизненных призваний:

  • сыновство;
  • супружество;
  • родительство;
  • гражданство земное;
  • гражданство небесное.

Любае из них ценно мне, но так как я готовлюсь к супружеству и при этом все больше чувствую, что в этой подготовке как-то не так иду, то и взяла труд над супружеством. Моя роль в семье — помощница, то естьжена. Значит, и начинать нужно с этого (с себя).

Я знаю, что первейшей обязанностью жены является ведение домашнего хозяйства. Этому и учусь, но это снова область дела, а значит — не главная.

Что же тогда главное? Почему я в этом главном не обретаюсь, не тружусь? В чем суть жены-помощницы?

Основная часть

Ева — значит жизнь!

Труд над докладом шел очень медленно и маятно, от истока к истоку нарастало чувство некоторой тревоги оттого, что я не имела главного. Оно мелькало где-то едва уловимо, но в руки не давалось.

От этого и на бумагу не ложилось. А потом — нашлось. Сердце сразу узнало в истоке, в опыте другого человека правду, глубину и жизнь! И поотношению к этому главному все остальное оказалось проистекающим или сопутствующим. Оно необходимо, когда есть главное, а без главного оно — ничто и не сбережет семьи.

Первым делом с вопросом о жене-помощнице пошла к братьям. Потому что жена помощницей-то является мужу своему. Что же необходимо мужу от жены?

«Крепость и сила семьи начинается с исполнения обязанностей супругов» (о. Анатолий Гармаев).

Какие же обязанности возлагают на свою будущую жену нынешние юноши? Какие качества хотят видеть в ней?

Вот соборный братский исток — образ жены:

«Я жизнь свою посвящаю Богу, а жена — помощница в том, где трудно самому».

«Она, любимая и любящая, всегда поможет советом, выслушает, поймет».

«Жена — это забота, взаимопонимание, чуткость, неизбывная простота и ра-душие, когда хочется идти домой. Когда знаешь, что там тебе рады и ждут.и можно просто поговорить, не имея претензий друг к другу»

«Она с мирным сердцем несет немощи мужа своего, всегда остается в жизненности. Где-то ласковым словом подбодрит и утешит, она знает, что мужу сказать, как к нему подойти и чем помочь, а где и отрезвить. Из обязанностей на жене — кухня, быт и воспитание детей».

Это — соборный исток братьев. Потом я пошла к сестрам — нынешним и будущим женам — с вопросом: «Как ты знаешь себя помощницей?«и просьбой вспомнить примеры из родительской семьи жены — помощницы мужа.

Сестринский соборный исток — образ получился такой:

Муж — глава. Жена — центр, сердце. Она, как горящий очаг. Пока он горит — в доме тепло, как погас — холодно.

Мудрость жены и матери в том, чтобы не настаивать на своем: где муж соглашается с тобой — делай так, а где ставит вопрос ребром — согласись, делай, так как он говорит, доверься Богу. Будь мудрой — храни мир в доме.

В супружестве и во всей Церкви истина в том, что двое делаются как одно. «Жена от мужа взята», и нужно глубоко прочувствовать, что в муже обретение твое. Это обретение в муже и есть кротость. В ней, будучи разумною женою, ты будешь помощницей мужу.

В начале труда над докладом не могла вспомнить примеры жены-помощницы из родительской семьи. В ходе же труда узрела там великое богатство: в моей семье мама в вопросах хозяйства, в принятии важных решений никогда не спорила с папой, он же всегда с ней советовался. Она старалась к папиному приходу с работы приготовить его любимое блюдо. Часто мы, дети готовили вместе с ней. Даже когда в стране был кризис и денег почти не было, мама никак не укоряла папу и не искала способов заработать самой. Самым главным делом считала воспитание детей. Даже в самое тяжелое время она изыскивала способы приготовить повкуснее, чтобы «накормить мужика». Сама не унывала и этим очень помогала папе. Всегда говорила, что у папы «золотые руки» и очень это ценила, хотя папины дела в доме часто приходилось делать ей самой.

Как во мне живет помощница?

Часто бывает, что вижу, как ближнему рядом плохо. Он (она) даже может виду не подавать, а я чувствую и начинаю сердцем искать, как и чем можно ему (ей) помочь, как вернуть ему (ей) радость и жизнь. И часто бывает, что нахожу, а, если, нет-то просто молюсь за него (нее).

Что касается не настаивания на своем — вот где встречаю трудность.

Если человек меня старше, больше, я его уважаю, то не посмею настаивать на своем. Но часто бывает так, что оказавшись среди равных или тех, кого считаю равными себе, я начинаю настаивать на правильности своего мнения…

Вот уже и мир потерян. Порой даже более того: забывшись, перебиваю старших и больших: преподавателей, маму, батюшку. И когда человек по любви и мудрости уступит мне, согласится со мной, то чувствую, как отошла благодарность, и нет здесь никакой радости. Теперь все по-моему, но что произошло? А произошло то, что я, фактически, сказала человеку: знаешь, я люблю только себя, а тебя не люблю. Ты, твояжизнь, для меня не важны. Главное для меня — это Я! Сделав так, я тоже говорю и Богу, потому что кто не любит ближних — тот не любит Бога. То есть я отвернулась от Бога, не оставила Ему места в своей жизни. И это — мой характер.

Зато какая радость бывает, когда все-таки уступлю! Уступлю не из страха или корысти, а из любви, из желания быть вместе, быть едино. Из чувства ценности его жизни и его радости (не путать с попустительством и человекоугодием).

Делая так — позволяю человеку жить, расцветать как прекрасный бутон поутру. И его радость, смелость и неповторимость озаряют, освещают меня. А если то, на чем я не настояла, действительно благословлено мне Богом-то через какое-то время оно исполняется в неизмеримо большей полноте и дарит столько жизни и света окружающим, что только диву даешься.

Пожалуй, это именно то, над чем мне необходимо трудиться: не настаивать на своем из желания быть едино и сохранить жизнь в ближнем.

На каком-то этапе труда над докладом батюшка спросил у меня, в чем существо жены — помощницы?

Ответить я не смогла. И тогда он сказал, что оно обретается страданиями, найти же ответ мне нужно самой…

Я пошла ксемейным, чтобы пожаловаться на батюшку, а они мне со всей искренностью поведали, что именно так и есть, что без боли и страданий нет полноты единения и радости друг с другом и с Богом! Я сердцем услышала их правду: как-то так они говорили, что слово их имело силу.

Я попросила рассказать подробней и узнала… Великую тайну…

Ева — первая женщина — сразу была сотворена женой-помощницей. Имя ее значит жизнь. Предназначенная давать жизнь мужу.

Адам значит подобный, уподобляющийся Богу. И в этом уподоблении Ева создана помощницей, вдохновением! Создана пробудить в мужчине дух поэта, художника, творца!

Чем же совершенная жена обретается в этом своем призвании?

Никогда еще не видела я, чтобы так лучились мягким светом любви и благодати глаза наших обычных жен!

Да, действительно, великими скорбями обретается семейное счастье: это скорби терпения в несении немощей мужа и детей! Терпения без обид, гнева, раздражения, притязаний. Терпение с мирным сердцем. И это нелегко: там и слезы, и боль, и пожалеть некому. «Но знаешь, — говорили они, — когда все легко, я не знаю, что у него на душе, он не знает, что у меня». Они не просят у Бога больших скорбей, но за те, что есть, Ему благодарны.

Вслед за терпением жена осваивает, вымаливает искусство. Искусство давать жизнь. Но не страстную, а жизнь — уподобление Богу. И это только опытно познается. Где то, когда муж в немощи, достаточно просто побыть рядом, где-то словом добрым помочь с молитвой на сердце или еще как — жена знает, и Господь ей на сердце положит. И когда жена добрая начинает слышать участие Бога, тогда глядишь, муж уже и справился со своей немощью, и появилась в нем жизнь, а в жене его — упование на Бога. Теперь и сил терпеть прибавилось. Вот такая арифметика.

Обращаясь к истокам благочестивых людей и святых Церкви, нашла яркий пример.

Святая Моника, мать блаженного Августина, имела мужа-язычника поимени Петрикий, который был груб, гневлив и сначала обращался со своей женой несправедливо и жестоко. Явно блаженный Августин говорит о ней: «Она повиновалась своему мужу как Господу; заботилась о том, чтобы обратить его ко Христу, — потому она говорила с ним об Иисусе Христе больше святыми делами, чем словами. Так она приобрела его себе и вместе с тем приобрела его любовь и уважение. Недостатки его она сносила с такою кротостью и терпением, что никогда не сделала ему ни одного упрека. Если она замечала, что он гневен, то остерегалась, как бы не противоречить ему словом или делом; когда же он бывалспокоен, тогда она отдавала ему отчет о себе и вместе с тем показывала ему, что он несправедливо на нее гневается. Так между этими мужем и женою не только сохранялся мир на земле, но жена даже приобрела мужа для неба, так как муж ея сделался христианином, крестился и умер счастливою смертию».3

Апостол Павел в своем посланиипришет: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу» (Еф. 5, 22 — 24).

И в «Книге притчей Соломоновых» читаю:

«Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов. Уверено в ней сердце мужа еяи он не останется без прибытка… Она… препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои. Она чувствует, что занятия ее хорошо и — светильник ея не гаснет и ночью… Крепость и красота — одежда ея и весело смотрит она на будущее. Уста свои открывает с мудростью и кроткое наставление на языке ея. Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности. Встают дети и ублажают ее,- муж, и хвалит ее: „Много было жен добродетельных, но ты превзошла их всех“. Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа достойна хвалы».1

Заключение

Итак, Ева — значит жизнь. И призвание (существо) жены — быть вдохновением, давать жизнь мужу своему. Жизнь не страстную, а жизнь — уподобление Богу. Это главное. Все остальные качества, свойства, обязанности суть сопутствующее главному. Когда смотрела свой исток, увидела, что мне это знакомо, я часто это делаю по отношению к посторонним людям и гораздо реже к родным и тем, кто совсем рядом. Сейчас это -сестры в семейке. Мешают зацепки на характеры ближних, желания, чтобы все было по-моему. Значит, и с мужем — самым близким из людей буду вести себя также.

В труд беру дарение жизни самым близким сейчас людям (родные и сестры в семейке), точнее, начальный этап его — не настаивать на своем, доверяться Богу.

В завершение отмечу три шага на пути современной девушки или жены к своей первозданной сути:

  1. терпение;
  2. искусство;
  3. упование.

Эпилог

«Я спросил у своего шестилетнего сына:

— Володя, какое дело ты будешь считать самым главным в своей жизни?

— Я должен сделать счастливой одну девочку — вселенную.

— Какую еще девочку — вселенную? — удивился я такому ответу, так как сейчас мальчишки хотят стать бизнесменами или президентами.

-Каждая девочка, папа, — подобие вселенной. Все девочки должны быть счастливыми. А это возможно, когда каждый мальчик сделает счастливой всего одну, свою девочку!

-А как же ты ее найдешь? Она, наверное, будет самой здоровой и красивой?

-Может, пока я выросту, всех красивых и здоровых уже разберут. Тогда я возьму не совсем красивую и здоровую.

-Зачем же тебе не самая красивая да еще и больная девочка?

-Так я и сделаю ее самой красивой, доброй и здоровой, папа!

-Но ведь может так случиться, что она не захочет жить тогда с тобой в деревне этой. Сейчас все красивые девушки мечтают манекенщицами быть, в дорогих машинах ездить. Вот, вылечишь ты ее, сделаешь красивой, а она уедет от тебя к свету искусственных огней, да еще и ребеночка тебе оставит в придачу. Что будешь делать ты тогда?

— Буду ждать ее, ребеночка растить, хранить для нее нашу любовь.

— Не ее ждать, другую искать тебе надо будет, свою жизнь устраивать!

— А, кто же сделает счастливой мою девочку?

— Так, все! Бросила она тебя, ушла туда, где много денег и дорогих машин!

— Она вернется, папа! Там невозможно быть счастливой! Она поймет и вернется. Уставшая, истерзанная, а мы с ребеночком будем ждать ее! Встречать с радостью!»5

И Богу Слава всегда ныне и присно и во веки веков! Аминь!

Список литературы

1 Библия. Притч. XXXI, 10 — 31. - Москва, 2001 г.

2 И. А. Кузьмин. Истоковедение. c. 7 — 72. - Изд. дом «Истоки». Москва, 2005 г.

3 Прот. А. Гармаев. Культура семейных отношений. c. 383, 384.

4 В. Семенцов. Отечественный язык как основа воспитания и обучения. — С-Пб-Пушкин, школа «Гуманитарий». 2007 г.

5 В. Мерге. Родовая книга. — «Диля», 2004 г.