Методы практической катехизации и возможность применения их в приходской практике

Прот. Анатолий Гармаев, 2009 г.

Современное обучение, культура и порядок жизни так устроены, что в них ребенок и взрослый всё более живет как человек внешний. В каждом человеке есть разум и рассудок. Живут рассудком. Есть совесть и эмоциональность. Живут эмоциональностью и внешними чувствами. Есть дух и плоть. Живут плотью. Есть дух гордости и дух смирения. Живут гордостью, а отсюда самоутверждением и желанием успеха в жизни. Есть добродетели и прикладные или профессиональные таланты. Живут талантами. Так устроен мир. И сегодня, как никогда.

Когда человек приходит в церковь из мира, он приходит таким, каким его воспитал и образовал мир. В этом нет ничего предосудительного. Напротив — радость, что вопреки пленениям мира и безбожным способам его существования, он, преодолевая дух и порядок жизни мира, переступая свою принадлежность миру, отрывается от него и входит в мир Церкви, в мир Царства Божия. Через Таинство Крещения он вводится в новое Царство — Божие, становится в сокровенном начатке своего сердца гражданином Царства Небесного. Теперь всею последующею церковною жизнью ему нужно освоиться в новом Царстве, оспособиться в средствах пребывания в нем и по обретенным свойствам сделаться в итоге полным его гражданином. При этом в нем есть два начала — доброе и злое. Доброе — это Богом данные ему благодать Крещения, Таинств и церковной жизни, и вместе с тем Богом же данное естество человеческих возможностей и сил, которые как ресурс нужно реализовать, чтобы вырасти из неофита в истинного христианина. А злое начало — это воспринятое греховное наследство и приобретенный по ходу жизни способ существования, при котором человек живет сам, от себя, с упованием на собственные таланты, знания и опыт жизни. И это при том, что он давно уже верующий человек, вполне церковный, т. е. придерживающийся церковного устава. богослужений, поста, молитв, знающий учения Церкви и много читающий жития, труды святых отцов.

Но всё чаще он в своей жизни встречается с недостатком живой духовной ревности. Если бы она всегда была с ним, он бы не знал охлаждения своей веры, ослабления молитвы, не знал привыкания к церковной жизни угашения покаянного чувства, порой до безчувствия и безпечности. Духовная ревность — это тот драгоценный дар, который нужно бы беречь в себе больше всего на свете. У святителя Феофана Затворника целая книга, итог его многолетних трудов — «Путь ко спасению» — написана фактически ради одного — ради хранения духовной ревности. Но действия хранения духовной ревности, которые описывает святитель в своей книге, для многих наших современников оказываются трудными, потому что они не могут участвовать в них естеством человеческих возможностей и сил. Это естество требуется исправлять.

Первое, что требуется исправлять — это способ чтения книг и обращения с содержанием. Способ должен быть таким, чтобы, пишет святитель Феофан Затворник, «не погашался им дух, но, напротив, возгорался более и более. Упражнения, или делания, сюда относящиеся, суть: 1) чтение и слышание слова Божия, отеческих писаний, житий святых отцов (По кн. прот. Григория Дьяченко «Уроки и примеры христианской веры», изд-во «Паломник», 1998 г., стр. 103).

Если читать современный человек хорошо обучен, то слышать читаемое ему или трудно, или нечем. Это знает каждый на своем опыте. Есть немало книг, которые мы не можем читать. Через несколько страниц закрываем. Она о чем то, что нам не известно в опыте и даже ассоциации не может возникнуть, потому что и подобия опыта у нас тоже нет. Через много лет церковной жизни мы можем открыть эту же книгу, и в ней что-то будет для нас уже вполне доступно, более того, в чем-то она станет нам практически полезной. Книга не изменилась, изменились мы. Мы доросли до нее. Если следовать святителю Феофану, то этому дорастанию можно помогать. Для этого нужно поставить себя в разряд изучающих духовную книгу. Есть еще два разряда — имеющих рядовое, почти механическое чтение, и третий — это повторно читающие, утвердившиеся уже в церковной жизни и читающие для уразумения содержания. Современный человек преимущественно читает, оставаясь во втором разряде. Даже при подготовке к экзаменам он остается преимущественно в действиях размышления и запоминания. Лишь малая часть читаемого может тронуть сердце. Эта часть и входит затем в жизнь читающего. Откликнуться сердцем значит услышать. Это не то же, что размышлять.

«Читаемое, — пишет святитель, — слагать в отверстое сердце. Что не дошло до сердца, на том стой, пока дойдет. Очевидно, что читать должно весьма медленно. Прекратить чтение, когда душа не хочет уже читанием питаться» (там же).

Современное обучение и особенно телевидение — всё устроено мимо сердца. Речь идет о духовном сердце. Отсюда, научить взрослых людей и молодежь слышанию читаемого — дело непростое.

Второе, что требуется исправлять — это способ общения. Святитель говорит, что упражнением и деланием здесь должно быть взаимное собеседование. Или иными словами — церковное общение. Здесь важнейшим деланием будет образование воли с обращением внимания на возбуждение духа. Исправлять нужно привычки своеволия и дух самоутверждения, которые свойственны почти всем людям нашего времени, в том числе и церковным. Образовать волю в общении — значит привести ее к кротости, терпению, уступчивости. При этом, что предпринималось бы волею, предпринималось бы по возбуждению этих же добродетелей и в духе. Стяжание такого настроения составляет труд и пот, говорит святитель. Действительно, наша практика показывает, что церковное собеседование является одним из труднейших занятий.

Третье, что требуется исправлять — это способность к восприятию наставлений и благословений. Здесь, — говорит святитель, &ndsp; — требуются умения вопрошания опытнейших. Прежде всего нужно научиться удерживать себя в двух духовных законах — постепенности и непрерывности (там же, стр. 104). «Для этого начинай с меньшего и восходи к высшему и потом, начавши делать, не останавливайся». Против этого в человеке действуют притязания с самообольщением, безпечность и земность. С этим и нужно бороться. Далее нужно искать добродетельных и деющих христиан, чтобы жить или быть рядом с ними. «Не читай, не размышляй, а найди благоговейного и тогда научишься страху Божию». Здесь слова святителя «не читай, не размышляй» в приложении к нашим людям превращаются в простые правила: «не попробовав, не отвергай», «опыт старшего не взвешивай своим суждением».

Заканчивая описывать все три умения, святитель говорит: «При этом хорошо — читать и слышать, но лучше — взаимное собеседование, а еще лучше — слово опытнейшего».

Ради труда над этими умениями в Свято-Сергиевском училище за многие годы были наработаны методы, подводящие к ним. Опытно на многих людях проверено, что у каждого человека есть возможность более глубокого проникновения в тексты святых отцов. Большинство людей обучены быстрочтению и не подозревают о собственных ресурсных возможностях. К этому святитель говорит: «Что не дошло до сердца, на том стой, пока дойдет. Чтение, не напечатлевающее истин и не возбуждающее духа, должно быть почитаемо неправым, уклонившимся от истины. Это — болезнь многочтения по одной пытливости, когда одним умом следят за читаемым, не доводя до сердца, не услаждая его вкуса».

Первый метод — выделение образа и лестницы восхождения к нему. Большинство святоотеческих книг — это наставления к духовной жизни. Человеку свойственно в чтении воспринимать образ, иметь о нем впечатление и далее уже следовать ему. При этом человек не знает, что почти всегда он исполняет этот образ на свой лад, как сам понял, но не как святой говорит. Суть метода в том, чтобы внимательной работой с текстом выделить ступени исполнения образа, которые рекомендованы самим святым, но при скоро- и многочтении они остаются нераспознанными.

Здесь нужно различать образ и восхождение к нему. Так, большинство авторов, как бы отвечая на вопросы слушающих и нуждающихся в совете, говорят или пишут, как сами делают. Поэтому первый ответ их — это образ делания, свойственный им самим. Образ высокий и малодоступный для слушателей. Тогда, как бы подходя ближе к читающему, автор дает разъяснение. Но и оно высоко. Тогда он говорит нечто еще более простое и доступное для исполнения. Так подходит к узнаваемым в житейском опыте действиям, которые легче всего подхватить и начать делать. Образ, данный вначале, является зовущим. А ступени восхождения к нему нужно выделять иногда от конца фразы или текста к его началу, иногда во всем объеме текста. Тогда при изучении текста книги в сознании формируется образ делания и лестница восхождения к нему, состоящая из малых и постепенно усложняющихся действий. При этом, выделяя каждое действие, нужно научиться сохранять в своем сознании и образ.

Второй метод — выделение предмета и существенного содержания так, как это делает автор текста. Если группе в пять-десять человек дать прочесть две страницы одного и того же текста, а затем спросить, о каком предмете говорится в тексте, мы получим столько предметов, сколько человек будет в группе. Суть метода заключается в том, чтобы через выявление значений каждого из предметов, сопоставляя их между собою, прийти к предмету автора. Такой предмет на двух страницах текста у автора обычно один. Такая работа дает три результата. Один — выясняется истинное содержание текста, которое часто не совпадает с представлением о нем, образующемся при первом беглом чтении. Второй — человек переживает реальный опыт истрезвления от самоугодных привычек чтения и перетолковывания содержания на свой лад. Третий — пережив силу и результативность групповой работы, человек с большим уважением начинает относиться к своим собеседникам. Уходит заносчивость, умиряется самомнение.

Третий метод — труд над рекомендацией. Результаты первого метода полагаются в основу работы над рекомендацией. Здесь формируется умение выделить в жизненной трудной ситуации ее суть, найти по ней в книгах необходимое разъяснение, выстроить лестницу или шаги христианского разрешения ситуации, распознать правдивое сердечное расположение, без которого потеряется христианский характер пребывания в ситуации, и предупредить о возможных подводных камнях и способах их обхождения. Затем всё это постараться применять в жизни.

Распространенное искушение при работе с рекомендацией — это составить ее рациональным образом, а, выбрав из книжных текстов «нужное» содержание. Если же соотнести это содержание с личным опытом и реальным состоянием души, мы обнаружим и несоответствие одного другому, и самообман в сознании, и разделение ума с сердцем и волей. Само обнаружение несоответствий, самообмана и разделений — это уже немалое достижение, и оно требует и труда, и пота. Опыт показывает, что без руководителя человек эту работу проделать не может. Только различив неправильные способы, затем отложив их, можно приступить к правдивой работе над рекомендацией. Это второй этап, тоже трудов и пота. Второе искушение заключается в том, что, выписав свою трудную ситуацию, человек продолжает смотреть на нее собственными глазами. А нужно увидеть ее так, как видит ее святой, автор книги. Затем выделить из содержания шаги выхода из ситуации, которые предлагает святой. Не прилагать советы святого к собственным шагам, а мимо своих шагов увидеть наставления святого.

Четвертый метод — церковное общение. Оно предваряет собеседование, о котором пишет святитель Феофан Затворник. Не освоив общение, невозможно быть правдивым в собеседовании. В церковном общении нужно освоить пять умений и четыре правила. Желать, радеть о мирном духе по Духу Божию, слушать совесть, держаться Божьего Духа самоукорением, смирением, кротостью, быть в простоте и благорасположении и выверять себя свято-отеческим знанием, Евангелием, Апостолом. В помощь работе над этими умениями есть правила, есть порядок работы над ними. Первичное знакомство с умениями происходит в ходе восьми занятий по три-четыре часа каждое. Занятия проводятся раз в неделю.

Пятый метод — труд над докладом. Тема доклада — личная нужда и потребность по-Божьи осуществить ее. Суть метода в том, чтобы восстановить в себе способность личного общения и встречи с лучшим в окружающих людях, затем в людях своего времени через чтение книг, в людях Церкви, в святых и подвижниках через их жития и труды, в Священном Писании.

Написание докладов относится к личному возрастанию в христианском характере. Это не освоение знаний, хотя обращение к книгам и трудам святых отцов и отцов Церкви входит в работу. Это освоение нравственных умений и свойств, из которых за три-пять лет формируется характер человека. Важнейшая из нравственных добродетелей — почитание старших и почитание образа Божьего в сверстниках и младших. Для работы над ней помимо повседневных событий задается в программе училища специальное время, когда студент встречается с людьми разного жизненного опыта и разного возраста, чтобы задать им вопросы, лично для него значимые в данный период его становления. Чтобы вопросы не были познавательного характера (их он задает на занятиях по учениям Церкви) и не были формальными, для этого с каждым студентом трудится один из преподавателей училища. В беседах со старшим поколением преследуются три задачи: получить ответ из жизненного опыта старшего, узнать старшего с внутренней стороны, которую в повседневной жизни не видно, пережить на себе личное участие и заботу старшего. Опыт училища показывает, что в этих разговорах происходит не столько общение, сколько встреча глубокая и личная, бывает — до потрясения. При этом пользу получает не только студент, но и старший. Ведь в этой беседе ему приходится собираться во всем своем лучшем, и не в знаниях о спрашиваемом, а в своем реальном опыте, выявляя в нем, порой даже впервые для самого себя, то подлинное, что Господь дал ему пережить. То же происходит и со сверстниками и младшими, к кому обращаются со своими вопросами студенты. В период, когда совершается эта работа (десять дней, специально выделенные для нее), в Отраде, где расположено училище, наступает время особого настроения — покоя, душевной чистоты, внутренней собранности до благородства, радости. Имея опыт встреч с живыми людьми, студенты затем обращаются к лучшим людям нашего столетия и далее к святым и подвижникам Церкви с тем же вопросом, который их волнует. Здесь они работают уже с книгами. Знания при этом извлекаются из книг не только для мировоззрения, но более для изменения себя в поступках, поведении и характере. Мы оберегаем студентов от чтения множества книг. При работе над собой многочтение отвлекает и рассеивает силы, нужные для поступка, потому оно не всегда полезно, а для некоторых студентов даже и вредно.

Обо всем услышанном и прочитанном студент размышляет, вынашивая это в душе. Затем садится за письменную работу. Он должен ее написать так, чтобы сохранился характер личной беседы с теми, кто будет слушать и читать его письменный труд. Понятно, что у каждого получается это по-разному. У одного лучше, у другого хуже. Разное выносят студенты и из общения с людьми, различна и мера изменения их характера. Но никто не остается равнодушным или не извлекшим пользы. В дальнейшем найденное в этой работе, производимой для самого себя, должно быть, по требованиям обучения, применено в работе с детьми, подростками, родителями на летних поселениях.