13923 Если человек пытался покончить с собой, его отлучат от церкви?

13923 Если человек пытался покончить с собой, его отлучат от церкви?
_Самоубийство__Храм__Вера_Православие_
Ответьте, пожалуйста, если человек пытался покончить с собой, его отлучат от церкви? И как молить о прощении?

  • Ответить

12.10.17 Thu 20:23 — протоиерей Анатолий Гармаев
Отвечает священник РПЦ МП протоиерей Анатолий (Гармаев)
Отлучается от Церкви совершивший самоубийство. Если была попытка, но человек очнулся или его спасли, нужно теперь спасать от повторения. Часто бывает недостаточно сказать, что самоубийство запрещено. Нужна длительная помощь человеку, чтобы восстановить жизненность. Суицидальные попытки — это поворот жизненности против самого себя. Обычно у таких людей с детства жизненность находила себя в разных видах самоугодия. Угождая себе жил. Самоугодием искал и находил комфортные для себя условия жизни, удобных для себя людей, готовых угождать всем и любым его желаниям и прихотям. Сегодня много родителей создают для своих детей все условия для развития такого самоугодия. Вместе с самоугодием в детях на всякое неугождение со стороны окружающих развиваются плаксивость, истеричность, крик. С возрастом появляются различные уловки, с помощью которых ребенок, потом подросток добивается своего. Разобраться в том, как он это делает и что делает, бывает порою очень трудно. Вместе с тем, не всегда у него получается добиться своего, тогда начинают развиваться в нем состояния малодушия с разными видами апатии, уныния, отчаяния. С развитием малодушия гаснут силы нравственного здоровья. К нулю сводится сыновство.
Что это? Это то в человеке, которое Бог вложил в него, и которое не знает, как это жить собою и жить для себя. Т. е. сыновство не знает самоугодия и самолюбия, не знает малодушия. Ввместо них почитание родителей, рода, Отечества для него жизнь. Принадлежать семье, роду, Отечеству, Церкви — это его внутренняя ничем не истребимая устойчивость, преданность всем четырем. Преемственность — это его развитие, т. е. задел, реальность и будущее. «Венец стариков — сыновья сыновей» (Пр. 17,6). Забота о родителях, участие в них — это его творчество и вдохновение. Наконец, пятое свойство сыновства — это жизненный путь как разворачивающий свиток заветов и наставлений родителей, как семя, раскрывающееся в побегах лучшими чертами характера своего рода, как свет сердца и разума, освещающий путь бесконечно вперед чаяниями отцов рода, Отечества, Церкви.
Увы, если все это богатство сыновства сведено к нулю, тогда вместо него в подростке, юноше и взрослом укореняются иждивенчество и нарастающие взрывы задетого самолюбия: ропот, брань, злобные ответы, обвинения, ненависть. Не угодили — получайте выпады самолюбия. Или, опять не угодили — получайте состояние малодушия. В каком-то возрасте малодушие соединяется с самолюбием. Парень, девушка становятся скрытными, появляется замкнутость. У таких людей начинают появляться тайные от всех суицидные замыслы, когда самолюбие, через разные состояния малодушия владея, играя им, начинает искать варианты мести тем, кто не угодил, кто притеснил жизнь, кто что-то не позволяет или запрещает. Так где-то в недрах малодушия зарождаются стремления злостного самолюбия наказать притеснителей: родителей, учителей, начальников, сверстников, мужа или жену, не желающих угодить, общество, отказывающееся угождать. Другая причина суицидальных помыслов — это самоугодие. Не получив или не получая желаемого, оно теряет смысл — зачем жить, опадает, обессиливает. Малодушие как воронка, втягивает в себя последние остатки жизненности, увлекает их в себя и разворачивает на помыслы, а в итоге действия суицида. При этом потребность в угождении со временем делается все уже и уже. И вся жизненность в итоге либо сводится на одном желаемом человеке, либо на одном вожделенном предмете, или на одном требуемом событии. Самоугодие стискивает жизненность до предельной узости в одну единственную потребность и уже ничто, кроме одного, не может её утешить, удовлетворить. Тогда малодушие получает власть над всем в душе и силою тоски, силою уныния скручивает жизненность против самого подростка, юноши, взрослого. Насколько силен инстинкт жизни у каждого человека, но сила неудовлетворенного самоугодия, схваченная малодушием, оказывается больше.
Из всего сказанного следует, что возвращение к жизни суицидника — это заново воспитание человека. При его собственном, пусть медленно возрастающем желании по-другому жить и быть другим человеком. Фактически — это возрождение жизненных призваний любви — сыновства, супружества, родительства, отечественного призвания служению Отечеству. И это в противовес самоугодию, самолюбию, малодушию. В медленное, но настойчивое преодоление всех трех в жизни, затем в характере.
А для тех семей, где только-только нарождаются дети, мой совет — с самого младенчества воспитывать детей вне этих трех разрушителей личности, прямо и строго, с большой любовью во всех пяти свойствах сыновства.
Мир вам. Протоиерей Анатолий Гармаев