14036 Крестные родители - можно ли дописать крестного или нет?

14036 Крестные родители — можно ли дописать крестного или нет?
Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, мы крестили дочку и выбрали, чтобы было двое крестных. На вопрос кто крестный, мы сказали что у нас двое, то есть в свидетельстве написать двоих. В ответ сказали: зачем, у вас девочка, запишем только крестную. В итоге на крещении крестный наш присутствовал, но в самом таинстве участвовала только крестная. Последнее слово было за нами, как мы решили, но написали все равно только крестную. Можно ли дописать крестного или нет? Как поступить?
23.10.17 Mon 21:24 — протоиерей Анатолий ГармаевNew
Отвечает священник РПЦ МП протоиерей Анатолий (Гармаев)
Думаю, что здесь также, как с кровными и некровными. Говорят в народе: не тот отец, мать, кто родил, но тот, кто воспитал. И дети, став взрослыми говорят: у меня был отчим, но он заменил мне отца. И приемные родители усыновляют детей, взятых от других. А в некоторых народностях есть обычай рожать ребёнка, чтобы отдать его в сыновья или дочери в семью своих родственников. Вырастая, дети имеют своими родителями тех, кому их отдали. Очевидно, что суть отношений приёмных детей и родителей не в записях — записали их или не записали. И даже не в печатях, подкрепили или не подкрепили. В наследственных делах и правах на ребенка запись имеет своё значение. Но должно ли это влиять на отношения между ними? Так и с крещением. Наличие крёстных — это одно из условий таинства. Обязательно оно, когда крестят детей и младенцев. Желательно, когда крестят подростков. Молодёжь, взрослые и старые люди могут креститься без крестных. В моей практике бывало, что первые крестные не несли своих обязанностей. Кровных родителей это сильно беспокоило, тогда приходилось благословлять наречённых крёстных. Они очень много делали для своего крестника и с ним. Так обстоит дело в наше время.
В древнее время людей крестили за один раз сотнями и тысячами. «Итак, охотно принявшие слово его (ап. Петра) крестились и присоединилось в тот день душ около трёх тысяч» (Деян. 2, 41). «И многие из коринфян, слушая (ап. Павла), уверовали и крестились» (18, 8). Подобное крещение было и на Руси во времена князя Владимира. С той только разницей, что не было апостолов, не было их слова и некого было слушать, чтобы уверовать. Крестились из верности князю. После этого потребовалось 300 лет монголо-татарского ига, чтобы в народе выпестовать веру. Вместо крестных само Небо наставляло в вере в условиях обстоятельств, несущих смерть всем и вся. Потом наступила эпоха учеников прп. Сергия Радонежского и ещё немалого числа подвижников, вокруг которых формировались монастыри — главные наставники в вере. И в это время стал складываться институт крёстных родителей. Для того, чтобы в вере укреплять с самого детства. И помимо родственных кровных отношений появились отношения духовные, в которых крестные почитались столь высоко, что без них не решались важные жизненные вопросы у их крестников. Кровные родители советовались и спрашивали согласия у духовных родителей. Последних же было столько, сколько и кровных, то есть два родителя. Институт кумовства одно время был выше института кровного родительства. Потому что те и другие равно радели о небесной участи детей после смерти. Потому что обетам крещения — их два — придавали первейшее значение. «Четыре двора, а в каждом дворе кум да кума». «Кому до чего, куме до всего». «Куму надо угощать во всякое время, когда не придет». «Добрая кума прибавит ума». Кумовство — духовная родня. Кумить — сводить вместе в восприемники, роднить духовно. Так говорили в народе.
Крестные — кум и кума, восприняв младенца из купели, много лет затем отвечают за то, как будет их крестник исполнять два обета крещения. Важнейший из них — обет отречения от сатаны, от дел его и служений его. Это обет исхождения из мира грехов и страстей и всего, что есть греховного в мире. Обет этот начинает исполняться с крещения. Крестные должны научить, наставить проходить жизненный путь, избегая греха и греховных обычаев мира; трудиться над тем, чтобы преодолевать в себе греховные наклонности, уметь стоять в добре и отличать от него грех, держаться Евангелия, а по нему держаться благочестия в жизни. Потому что второй обет — это сочетаться Христу и Его Церкви, т. е. посвятить свою жизнь евангельским заповедям, жить в Церкви и церковно, где бы ни находился, чтобы в итоге посвятить себя Христу и Царству Его. Последний раз обеты крещения — отречения от мира сего и посвящения себя Царству Небесному человек совершает уже на смертном одре в своём последнем вздохе. Начало и задел для такого прохождения жизненного пути и задают крестные родители вместе с кровными.
Счастливы, конечно, те дети, у которых такие кровные родители и они нашли для них таких крестных родителей. Правда, в наше время я тех и других не встречал. Более того, сегодня и крестят и крестятся совсем не для выполнения обетов крещения. Для чего же? Пойди, спроси. Для большинства крещаемых это пустое крещение. Без обретения силы к церковной жизни. Поэтому покрестились, а сил, жить в Церкви, нет. Даже на причастие после крещения нет сил прийти. Те же, кто пришли и затем стали осваивать церковную жизнь, постоянно встречаются с бессилием. Нет сил утреннее и вечернее правило читать, нет сил ходить на службы, стоять на службах. У кого-то давно уже кончились силы Евангелие читать. А уж жить по Евангелию у многих сил никогда и не было. Для чего же крестятся? И крестные для чего? В ответ — Нам что — это надо знать? Да надо бы. Может кому и надо…, а нам зачем? Если будет желание, прочитайте еще и ответ на вопрос № 12915 — «Почему, чем человек лучше…».
Мир вам. Протоиерей Анатолий Гармаев