«Ответ на опыт празднословия». Н. А. Перехожук. Статья в газете «Православное слово»

Письмо митрополиту Волгоградскому и Камышинскому Герману

Высокопреосвященнейший владыко, благословите!

Обращается к Вам ваш бывший студент заочного отделения Царицынского православного университета, а в последующем выпускник Свято-Сергиевского епархиального училища 1999 года Перехожук Николай Андреевич, в настоящее время старший преподаватель филиала заочного отделения училища в Санкт-Петербурге.

Поводом моего обращения к Вам являются необоснованные обвинения в адрес училища и о. Анатолия Гармаева со стороны участников Иринеевских чтений. В ноябре 2003 года я подготовилстатью в защиту о. Анатолия и дела, которому он служит, но она не была разослана в надежде, что на Рождественских чтениях все станет на свои места. Этого не произошло. Вопрос поставлен и требует адекватного ответа, иначе нападки будут продолжаться.

Свой ответ я изложил в статье, которую направляю в Ваш адрес.

В случае Вашего одобрения прошу благословить ее отправку в адрес газеты «Радонеж», в газету «Церковный вестник», в адрес Иринеевского центра, а также на известные нам православные сайты в интернет.

С низким поклоном и любовью р. Б. Николай, Санкт-Петербург.

Ответ на опыт празднословия

Со скорбью ознакомился со статьей «О нравственной психологии священника Анатолия Гармаева» по материалам Первых Иринеевских чтений, опубликованных в газете «Церковный вестник» № 17 за сентябрь 2003 года, и не могу промолчать, видя явное искажение действительного положения вещей в обвинениях против отца Анатолия и руководимой им школы.

Для таких серьезных обвинений, как организация сообщества с признаками тоталитарной секты, у выступающих на Чтениях нет и не было никаких оснований и доказательств. Если говорить обывательским языком, то их обвинения — ерунда на постном масле.

Ни православного духа трудов о. Анатолия, ни их практической ценности они не уразумели, зато уразумел враг рода человеческого и сделал их орудиями своих козней. Попутно они с таким же успехом прошлись по вопросам гомеопатии, как «выдающиеся» специалисты и в этой сфере, отбирая тематику у медицинских сообществ.

Для обсуждения столь серьезного вопроса и предъявления столь серьезных обвинений необходимо было запросить учебные программы училища, запросить итоговые материалы десятилетней деятельности училища, пригласить людей, знающих жизнь училища изнутри. Организаторы же Чтений положили в основание работы чтений такие недостойные методы, как то:

  • использовали в своих выступлениях сектантскую методику, выдергивая из работ о. Анатолия отдельные положения и фразы и давая им произвольное толкование;
  • умышленно исказили действительное направление трудов о. Анатолия, указывая, что своими трудами он ведет людей к себе. В действительности о. Анатолий зовет нас к Богу и ведет ко Христу;
  • разглагольствовали и празднословили о незнакомом им явлении, так как никто из них не удосужился побывать в училище или его поселении;
  • использовали слухи и сплетни, которыми полна, к сожалению, наша околоцерковная жизнь;
  • присвоили себе право на суд.

Этот перечень можно было бы продолжить, но и этого достаточно, так как ни одно из выдвинутых обвинений против о. Анатолия и руководимой им школы не выдерживает серьезной критики и легко может быть опровергнуто любым человеком, знающим работы о. Анатолия и действительное положение дел в училище.

Целью же моей статьи является не оправдание о. Анатолия, а забота о том, чтобы весь православный народ знал истинное положение дел вокруг о. Анатолия и руководимой им школы. Тем более что важный повод для этого есть? это прошедший 10-летний юбилей училища, дающий возможность подвести некоторые итоги.

За столь исторически небольшой срок из числа выпускников училища рукоположено несколько десятков священнослужителей, несколько человек приняли монашество, многие возглавляют воскресные школы, многие несут служение на других церковных послушаниях и педагогическом делании в светском образовании, внося в него дух веры.

Выпускники и учащиеся училища трудятся на ниве православного просвещения во многих регионах России и странах ближнего зарубежья: на Украине, в Казахстане и Латвии, в Мурманской и Ивановской областях, в Санкт-Петербурге, Москве и других регионах.

Опыт училища в той или иной степени использует вся Церковь, о чем свидетельствует повышенный спрос на методические пособия, разработанные в училище, на книги самого о. Анатолия, на приглашения сотрудников и студентов училища и самого о. Анатолия для участия в организации православных поселений и лагерей в других епархиях, проведения педагогических семинаров, участия в проведении паломнических походов с катехизаторскими и миссионерскими целями. Повышенное внимание к опыту училища всегда проявляют участники Августовского педсовета в рамках Рождественских чтений, который ежегодно проводится в Волгограде на базе училища с 6 по 13 августа.

Естественно, что основным организатором и делателем училища является сам о. Анатолий, которого Господь провел через испытания педагогикой советского периода и дал ему особые дары для служения Церкви в наше время. Это, прежде всего, дар творческой интуиции, в которой ему отказывают оппоненты, заменяя ее лично пережитым опытом о. Анатолия. Также выскажу свое личное мнение о том, что в лице о. Анатолия педагогическая мысль конца XX и начала XXI века обрела незаурядного педагога-новатора и православного мыслителя, в своих трудах адекватно отвечающего на сложнейшие педагогические вызовы нашего времени и направляющего людей к Богу.

Сложность педагогических проблем усугубляется еще тем, что мы живем в основном в атеистически настроенном обществе, к которому подойти методами традиционной церковной педагогики очень сложно, а требуется выстроить педагогическое влияние таким образом, чтобы общество и особенно дети восприняли его и захотели жить спасаясь. И, слава Богу, о. Анатолий и его школа эту задачу успешно решают.

О. Анатолий в своих книгах использует все лучшие достижения педагогической мысли и психологических исследований, органически соединяет их с христианской антропологией, а в некоторых случаях и развивает, и на современном, понятном нам языке предлагает учение о нравственной педагогике и психологии, указывающее пути к Богу, пути спасения наших душ через освобождение их от всех видов психопатических отношений, от всех видов греха с Божией помощью и Его благодатью. В своих работах о. Анатолий не касается вопросов богословско-догматического и церковно-обрядового характера, где каждая буква и запятая не подлежат изменению, нона это намекают оппоненты.

Нужно также отметить, что Свято-Сергиевское епархиальное училище православной катехизации и церковной педагогики является единственным в России и за рубежом, где вопросы церковной педагогики методически разработаны и практически освоены в виде девяти педагогических дисциплин. Программы этих дисциплин опираются на библейскую и евангельскую педагогику, на апостольское и святоотеческое педагогичес¬кое-наследие, на труды святых отцов и учителей Церкви новой и новейшей истории, в том числе и XX века, на приемы, обычаи и традиции народной педагогики, а также на методические разработки самого о. Анатолия и его учеников, учитывающих положительный опыт педагогической мысли пос¬леднего времени, без которого сложно решать задачи воспитания современных детей.

Программы училища относительно блока бо¬гословских дисциплин базируются на строгом догматическом фундаменте.

Освоение программ происходит в процессе практической педагогической деятельности и систематических Богослужений годового и недельного богослужебного круга. К литургической жизни призваны и приобщены все студенты и сотрудники училища.

Все дела училища совершаются с упованием на помощь и милость Божию.

В заключение хочу поблагодарить о. Анатолия Гармаева за его труды и служение Церкви от лица всех, кто использует его труды для личного спасения и спасения ближних, для воспитания наших детей, для возрождения семьи и святой Руси; поблагодарить Высокопреосвященнейшего владыку Германа, благословившего и поддерживающего училище на пути его дерзновенного становления, столь нужного для спасения наших детей, для возрождения нашей Церкви; хочу поблагодарить и его оппонентов, которые побудили меня изложить то, что должна знать вся наша православная общественность и вся Церковь.

С уважением и любовью Н. А. ПЕРЕХОЖУК, преподаватель педагогического семинара, Санкт-Петербург