«XII Августовский педсовет — 2009 г.» Родион Иванов.
- Подробности
- Опубликовано 24.05.2013 19:24
По традиции, с 6 по 12 августа в Волгограде, в православной общине прихода Сорока мучеников Севастийских и Свято-Сергиевского училища состоялся XII Августовский педсовет, который является внутригодичной секцией Международных Рождественских образовательных чтений. Педсовет проходит на Волгоградской земле по благословению митрополита Волгоградского и Камышинского Германа и епископа Зарайского Меркурия, председателя синодального Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.
От Отдела по благословению владыки Меркурия в педсовете участвовал иерей Игорь Киреев, который на всех педсоветах является его сопредседателем вместе с директором Свято-Сергиевского епархиального училища православной катехизации и церковной педагогики прот. Анатолием Гармаевым.
Августовский педсовет — это интенсивная плодотворная работа православных священников и педагогов над проблемами религиозного образования, духовного воспитания, духовного окормления и устроения православных школ, гимназий, общин». Приезжают сюда люди из многих регионов нашей страны: из Москвы и Санкт-Петербурга, Пензы, Омска, Челябинска, Златоуста. Регулярно приезжают педагоги из ближнего и дальнего зарубежья: Германии, Белоруссии и Украины. Поэтому Августовский педсовет является полноценной внутригодичной секцией Международных Рож¬дественских образовательных чтений.
В этом году на педсовет приехали представители 15-ти городов России и ближнего зарубежья. Из них 12 человек уже не один год участвуют в работе педсовета. В день заезда вечером заявили темы докладов, экспертных советов, круглых столов, «огоньков».
На следующий день утром в храме Божией Матери «Отрада и Утешение» был отслужен молебен на начало Августовского педсовета. Далее педсовет совершался по выработанной за 12 лет практике: до обеда — пленарные заседания, на которых слушались доклады и задавались вопросы докладчикам.
После обеда и краткого отдыха все собирались для участия в активных формах педсовета: экспертные или консультативные советы; круглые столы по заявленной теме; «горницы», где обсуждаются наиболее весомые проблемы.
В последние годы чаще всего стали просить собрать экспертный или консультативный советы. Как это происходит? Нуждающийся в экспертном совете просит собрать его для проведения экспертизы того дела, над которым он трудится. Он же поясняет, с какой стороны дела он хочет получить экспертизу — духовной, нравственной, содержательной, методической или организационной.
В экспертный совет нужно собрать до 7 человек из состава педсовета, наиболее компетентных в заявленном деле. Преимущество в определении состава совета имеет сам заявитель. Члены педсовета могут также выразить свои пожелания, кому бы следовало войти в него. Докладчик, имеющий нужду в экспертном совете, в течение 15–20 минут рассказывает о деле, его существенном содержании. Для более точной и глубокой экспертизы нужно осветить не только положительные стороны, но и выразить свои недоумения и трудности в вопросах, которые возникают в связи с работой, и по поводу которых хотелось бы провести экспертизу.
Консультативный совет — это ответы авторитетных участников педсовета на вопросы заявителя по служению, которым он занимается. Консультативный совет, отвечая на вопросы устроителя дела, выходит за пределы опыта самого устроителя, за пределы тех книг, наработок, которые он использует. Здесь человек не докладывает о деле, а спрашивает и собирает опыт у всех участников педсовета.
Вечером ужин, один из которых по обычаю песенный, с песнями о России, детскими и русскими народными. После ужина дни завершались «огоньками», где участники педсовета со всеми желающими послушать могли поделиться своим опытом педагогической, миссионерской или катехизической деятельности.
Наиболее интересные «огоньки» собирали большое количество участников и затягивались до позднего вечера. После чего, физически уставшие, но душевно наполненные услышанным и пережитым, слушатели расходились отдыхать по своим комнатам до следующего дня.
На этом педсовете ярким событием был «огонек» священника Алексия Сысоева с его сотрудниками-учителями из Москвы, на котором они наглядно демонстрировали результаты уроков в своей небольшой домашней гуманитарной школе. Частично раскрывали метод труда и написания учениками изложения по классическим и специально отобранным произведениям русской и мировой литературы. Главной задачей при этом они ставят формирование целостной личности ребенка, образующейся из глубоких и естественных для каждого ребенка дарований души творить произведения в единстве с сутью вещей и явлений.
Такую личность нельзя «сбить» или увлечь чем-то временным, модным и несущественным, мелким.
С интересным событием были и два «огонька», посвященных семейному и детскому православным поселениям Свято-Сергиевского училища. Оба поселения каждый год выносят на Августовский педсовет значительные перемены в своей программе. Прошлогоднее, 2008 года семейное поселение было посвящено отцовству, собиранию семьи к отцу и движению жизни в семье от отца. Было более 100 участников, двенадцать отцов, значит двенадцать полных семей. Из них половина — многодетные. Остальные семьи были неполными. Впервые семейное поселение устраивалось и руководилось советом отцов.
В этом году самые значительные труды поселения были посвящены постановке каждого его учас¬тника в свой чин — отца, матери, сына, дочери, старшего, младшего, участника поселения в чин кандидата в его жители и жителя — в чин христианина. Для этого на занятиях родительской школы и на детских сборах все познакомились со свойствами призваний и задачами статуса. Далее каждому нужно было увидеть себя в своем чине и свою меру соответствия ему. Оказалось, что в свойствах очень многого недостает и поэтому предстоит большая работа. Началась она в поселении и должна продолжиться на местах у себя дома.
В ходе подготовки, проведения и анализа поселения создавался методический видеофильм для тех, кто желает устраивать подобные поселения на местах своего служения. Он выйдет к следующему году.
Значительной переменой в проведении детских поселений в этом году было выделение подростков в самостоятельную июньскую смену и посвящение всей смены военно-патриотическому учению «Горлица». Это учение разрабатывается в Свято-Сергиевском училище уже более восьми лет. Основной труд совершается над выработкой нравственных правил, по которым живет «Горлица» и которыми акцент жизненных переживаний участников переносится с внешних боевых и предбоевых действий на работу над собой, на выработку внутренней готовности к проявлению благородства и великодушия в сражении как друг к другу, так и к участникам противоположной армии.
Во второй половине июля на учение «Горлица» собрались на четыре дня два поселения вместе семейное и детское. Из них составились две смешанные армии по восемьдесят шесть человек с каждой стороны. Плюс духовники армий, судьи, хранители учений всего около 200 человек. В наше время «Горлица» — одна из самых результативных форм патриотического, нравственного и духовного воспитания подростков и молодежи. Поразительно, что в ней на своем месте чувствует себя каждый дети, подростки, молодежь и взрослые любых возрастов, любых званий — от рядовых до полковников запаса, от учителей до директоров школ и даже руководители и сотрудники разного ранга районной и городской администрации. Правила и устроение «Горлицы» могут быть основой для работы с личным составом действующей армии и направляющим содержанием в работе армейских священников.
Кроме всех официальных сборов и заседаний, весьма важной особенностью педсовета, которая зачастую отсутствует на обычных форумах, являлось кулуарное общение участников в той мере, вкакой они желали. Этому всячески способствовала общая жизнь в укладе православной Отрады. Была возможность пообщаться с воспитанниками-студентами и сотрудниками Свято-Сергиевского училища, видеть их в труде, молитве, на отдыхе. Также в последние три года вошло в практику педсоветов непосредственное участие студентов старших курсов в пленарных заседаниях. Два-три лучших и наиболее глубоких доклада студентов из тех, над которыми они трудятся в течение учебного года, прочитываются ими на Августовском педсовете.
Нынешний Августовский педсовет был посвящен двум ведущим темам, названия которых были разосланы в приглашениях всем его постоянным участникам. Это:
Практическая катехизация детей, подростков, молодежи и взрослых. Подходы, трудности, размышления.
Здесь под практической катехизацией понимается единство её трёх составов:
- знания — изучение церковных учений;
- воспитания христианского характера;
- усвоения церковного уклада жизни.
В свою очередь, под церковным укладом разумеется единство трёх его составов — призваний, их проявлений в пяти сферах жизни при содействии Святого Духа.
- Призвания жизненные — сыновство, супружество, родительство, гражданство. Первыми тремя образуется семья. Последним — Отечество.
- Призвания церковные — праведности и святости. Ими собирается Церковь как в семье, так и в Отечестве.
- Пять сфер жизни, в которых осуществляются призвания: богослужение, труд, взаимообращение, богоугождение (труд над внутренним человеком), отдых (восстанавливающий, оздоровительный, полезный, активный).
- Во всём таинство присутствия Святого Духа и Его домостроительство.
Как и чем повлияли предыдущие педсоветы на вашу последующую церковную жизнь и служение? Какие мысли и опыт, услышанные на педсовете, получили развитие в Вашей деятельности и вашем воцерковлении?
Первым на педсовете было сообщение иерея Игоря Киреева (г. Москва) о преобразованиях, которые проходят в Москве после назначения Преосвященнейшего Меркурия, епископа Зарайского, председателем отдела религиозного образования и катехизации РПЦ (вместо архимандрита Иоанна Экономцева).
Иерей Игорь доложил собравшимся о последней встрече Патриарха Кирилла с Президентом России Дмитрием Медведевым и о подписании последним указа об официальном введении в российскую армию священников (капелланов) ради пастырского духовного окормления военнослужащих. А также указ о начале экспериментального введения в общеобразовательные школы в восемнадцати регионах страны «Основ православной культуры». Также о. Игорь сообщил об активизации внутренней и внешней деятельности отдела религиозного образования и катехизации после прихода Преосвященнейшего Меркурия и сугубого внимания к их работе Святейшего Патриарха Кирилла. В связи с этим усилилось внимание к работе Августовского педсовета как внутригодичной секции Рождественских чтений. В завершение своего сообщения иерей Игорь Киреев зачитал приветствие владыки Меркурия участникам Августовского педсовета
Далее начались доклады приехавших на педсовет священников и мирян. Среди наиболее глубоких и актуальных для сегодняшней жизни Церкви в области религиозного образования и катехизации можно выделить следующие доклады.
Доклад протоиерея Богдана Огульчанского, секретаря Всеукраинского православного педагогического общества (г. Киев). Он — один из первых выпускников Свято-Сергиевского епархиального училища православной катехизации и церковной педагогики. Доклад его назывался так: «Проблематика соединения способностей, естественных и нравственных сил в человеке, личных взаимоотношений в соотнесении с богословием преп. Максима Исповедника и святоотеческой Византийской традицией». В данном докладе, составляющем часть научной диссертации о. Богдана, написанной им в Киевской духовной академии, представлена два подхода (естественный и личностный) в решении педагогических задач, когда необходимо применение опыта и наработок современной светской педагогики в соединении с церковной святоотеческой традицией воспитания человека. О. Богдан опирается, прежде всего, на труды прп. Максима Исповедника и отцов византийской традиции.
После подробного изложения антропологических взглядов прп. Максима он делает около десятка выводов, благодаря которым современная церковная и светская педагогики могут обращаться с ребенком не разрушая, но поддерживая и развивая в нем Богом данную его природу. Приведем кратко некоторые из них.
- Интуиция, как прямое, непосредственное усмотрение истины, она же — созерцание — не есть исключительный дар одиночек, а есть свойство всякого человека, и педагогу нужно уметь его открывать и способствовать его развитию в жизни ученика.
- Формирование разума-рассудка связано не с усвоением знаний и сколь угодно тонкой и талантливой интеллектуальной деятельностью (как об этом думает сегодня большинство людей), а с поступками доброделания, с умениями видеть возможность добродетели и видеть способ её наилучшего совершения. В доброделании развивается способность видеть логосы благобытия и логосы благого преображения мира. В связи с этим аудиторное классно-урочное и лекционное обучение неизбежно рационализирует деятельность разума-рассудка и убивает его сущностные, т. е. самые драгоценные природные возможности.
- Благодатное слово святых отцов и тем более слово Священного Писания доносить детям должны те родители и воспитатели, которые согласны с ним, исполняют его и потому оно для них жизнь. При этом условии слово, как говорит прп. Максим Исповедник, будет исполнено энергией сил души говорящего, разумной и жизненной. При взаимопроникновении энергий этих сил души слово воспитателя, родителя воспринимается ребенком, как дающее ему образ поступков, отношений, жизни и, одновременно, как придающее ему силы жить и поступать, как сказано старшими. Он не переступит сказанное, если даже ему будет угрожать смерть.
- Святоотеческая традиция прп. Максима и близких к нему отцов исходит из единства веры, здравого рассуждения и добродетельного поступка. В последующие века умаление веры и мужества в добродетельном праксисе привело к разрозненности сфер поступка, чувств, мыслей и представлений. Следствием стало расслабление сил, потеря стремления к богоугождению при внешне церковной жизни и потребность в этике. Святые отцы же вместо этики тщательно и глубоко разрабатывали аскетику. Из неё уже можно прийти в праведную этику. Обратное же, вообще говоря, вовсе не обязательно.
Во второй части доклада о. Богдан соотносит практику церковной педагогики в Свято-Сергиевском училище со взглядами преподобного Максима Исповедника и византийских отцов. Главная мысль, которую он выводит из представлений святых отцов, сводится к следующему. Живая встреча, живое общение личностей есть непременное условие всякого христианского делания. Евангелие являет нам примеры невыразимой глубины личного общения нашего Господа с Отцом Небесным, личного общения Спасителя со своими учениками. Заметим, говорит о. Богдан, что хотя аскетические писания отцов, казалось бы, описывают внутренний труд души по очищению от грехов, но сам этот труд происходил на фоне глубокого личностного общения (не всегда словесного) аввы и ученика. Вплоть до позднего средневековья общение учителя с учеником было глубоко личностным.
Наоборот, новое время дало нам педагогические технологии и обезличивание обучения. В ХХвеке в религиозной и философской традиции возникли учения, в которых особое значение уделено личности и личным взаимоотношениям. Таковы персонализм и экзистенциализм (в том числе и религиозный). Эти учения возникли как реакция на глобализацию и тоталитарность, подавление личности на громадных пространствах земного шара, где, казалось бы, уже 1000-летиями утверждалась христианская цивилизация.
В связи со сказанным, на горизонтах современной педагогики, говорит о. Богдан, как значительное обретение важно отметить личностный подход в концепции жизненных и церковных призваний протоиерея Анатолия Гармаева. Призвание (корень: звать, зов) — это зов к полноте отношений. Лоно отношений в педагогическом событии, как его рассматривает о. Анатолий, являясь глубоко личным отношением между воспитателем и воспитанником, составляет важнейшее условие педагогического процесса. Жизненные призвания, в которых образуется лоно отношений, т. е. отношения любви, в воцерковлении переносятся и на полноту отношений с Богом в вечности. Небесное Отечество. Усыновление Богу. Усыновление духовное.
В педагогике о. Анатолия проявляется иное видение поступка, чем взгляд на него со стороны природы человека. Поступок есть шаг к другому, взаимное открытие друг друга. Личностный подход означает острое переживание полноты и неполноты бытия в единстве в лоне отношений.
Стремление к полноте отношений рождается из стремления к богоугождению. В детство -от слышания благословения Божьего через благословение родителей, пребывание в Отце Небесном через родителей земных, крестных, духовных.
Восхождениеко взрослости — восхождение к Отечеству, личное призвание к исполнению заветов отцов. Отсюда служение Отечеству. В том числе служение Отечествуотцовством и материнством. Во всём этом, по слову прп. Максима Исповедника, нужно пребывать, воспитывая и сохраняя «всецелую внутреннюю связь с Первым Благом и всеобщим Промыслом о естестве всего рода (человеческого). Выше этого нельзя подняться боголюбцу, прошедшему через все образы благочестия».
После своего доклада и ответа на вопросы о. Богдан предложил всем потрудиться над волнующей его и актуальной вцелом сейчас темой: «Соединение церковной и светской педагогик». Данное обсуждение проходило в режиме круглого стола и было записано на видео.
На круглом столе открылась очень непростая картина попыток на местах соединить церковную и светскую педагогики. Речь шла о разных вариантах взаимодействия школы и Церкви. Выстроить это взаимодействие не всегда получается, потому что конфликт заложен уже в самом существе этого диалога. Церковный человек приходит в светскую школу и, по сути, заявляет, что он хочет научить людей или раскрыть им глаза на то, как им жить. В конечном счете, пойдут за ним те, кто согласится, что они живут неправильно и захотят исправить свою жизнь. Вся забота об этих людях и искусство проповеди им о возможностях иной жизни будет заключаться в том, чтобы входящему в школу церковному человеку для себя самого ясно определить границы этой иной жизни. При этом, если границы не соотнести с реальностью людей, тогда такой входящий может стать причиной разной степени конфликтов. Отсюда вывод: нужно определить, над чем будет идти работа. Одно — это донести некий объём знаний, другое — трудиться над формированием мировоззрения, третье — учить поступку, поведению, жизни. В какую меру входящий будет опираться на участие Бога — благословение, молитвы, молебны, службы об устроении дела, в какую меру он будет опираться на заветы Евангелия — от этого также в немалой степени зависит успех дела. Далее нужно понять для себя, в какой области труд будет происходить — в области нравственной или духовной, либо в той и другой одновременно, но тогда с какой долей того и другого. Наконец, будут ли ступени постепенного освоения, либо всё нужно успеть за один год или за одну учебную четверть. После этого нужно решить целый ряд вопросов методического обеспечения прихода в школу. Прежде всего, характер обращения к детям — к их памяти и интеллекту или к душе и жизненности детей, к самосознанию или к разумению истории своего народа, к нравственному только пробуждению или к духовному тоже. В зависимости от этого будет и поиск, и выбор способа и метода ведения уроков. Наконец, нужно подготовить учебники, учебные пособия, рабочие тетради.
То есть дело церковной проповеди среди неверующих и маловерующих людей требует серьёзного профессионального подхода. При этом рассчитанного и слаженно устроенного не на год-два, а минимум на десять лет сопровождениядетей и взрослых в их воцерковлении. Здесь не работает подход: пришел, увидел, победил.
В ходе обсуждения выявился и характер возникающих конфликтов. Наиболее распространённый- это угасание интереса в детях и подростках, в итоге снижение посещаемости почти до нуля. Далее, конфликт жизненных позиций, конфликт мировоззрений, отсюда конфликт содержаний. Личностный конфликт, организационный (не хватило часов или поставлено неудобное время, нет места для занятий, нет финансирования и др.), дисциплинарный (распоряжение есть, но оно не выполняется).
Круглый стол показал, что успешно дело идет там, где есть заинтересованный в нем человек, второе — где испрошена и видима явная помощь Божия, и третье, где есть научно-методическое оснащение дела. Одного из трёх уже достаточно, чтобы дело было, но лучше когда есть все три. Наилучший подход был сформулирован на Августовском педсовете 2007 года? программа постепенного, по четырём ступеням воцерковления детей, подростков и взрослых — учителей и родителей. Первая ступень — программа «Истоки» и Отечественного языка, как завета Отца Небесного. Вторая — «Основы православной культуры», положенные на методическую базу «Истоков». Третья — воскресная школа в приходах, также на методической базе «Истоков». Четвертая -общинноучительный уклад и общиноустроение в приходах.
Тогда же, в 2007 году, это предложение педсовета было подхвачено в г. Алатырь в Чувашии. За два года оно было развёрнуто в городе на всех уровнях, начиная с администрации города, поддержавшей программу со стороны главы и его заместителей, во вновь образованном методическом кабинете по «Истокам» в городском отделе образования, двух школах со всей вертикалью классов, где началось внедрение, и кончая церковным благочинием и церковными приходами. Об этом удивительном опыте рассказала методист городского методкабинета по «Истокам» матушка Наталья Теплова.
Богатством и завершением круглого стола были евангельские наставления, располагающие в свет и правду Христову всякого, кто приходит в школу или изнутри её начинает дело соединения двух педагогик — церковной и светской.
Вечером того же дня, после песенного ужина, состоялся огонёк: «Как у нас преподается и ведется дело иконописи». На нём сотрудник и старший преподаватель иконописи Свято-Сергиевского училища Борис Хайдарович Утарбаевв иконописной мастерской рассказывал и показывал уже готовые и еще не завершенные иконы студентов, сотрудников училища и жителей Отрады. Написание иконы по методу, который преподается здесь, включает в себя 21 ступень последовательного восхождения: от наклеивания паволоки и нанесения слоев левкаса на ковчег доски до нанесения на написанную икону тонких штрихов — «оживок» (символизирующих нетварный Фаворский свет) и олифы (символ Божественного обжига). Прохождение этих ступеней может занимать время от нескольких недель до нескольких месяцев и даже лет и служит воспитанию и воцерковлению самих иконописцев. Поэтому иконопись — это важная область катехизации, которая развивается педсоветом Свято-Сергиевского училища последние 7 лет.
С серьёзными обобщениями своего опыта приехал из Москвы священник Алексий Сысоев. Он уже много лет постоянный участник педсовета. В своём докладе он выделил два пути, по которым возможно церковное развитие человека. Первый — покаянного благочестия, в котором человек, даже пребывая в мире, уходит из мира. Второй путь — не оставляя мира, жить в нём пo-Божьи. Преобразуя мир и самому преобразуясь. Исторически, говорит о. Алексий, восторжествовал первый путь. Мир, отданный человеку в обладание, был отодвинут от человека. Аскетика повела его к тому, чтобы, пребывая в мире вещей, не прикасаться к вещам. Пользующиеся миром должны были жить в нём как не пользующиеся. Удалившиеся от мира в монастыри, пустыни достигли на этом пути высот богообщения. Оставшиеся в мире, но придерживающиеся той же аскетической практики, доводя её до сути, дали образцы её в народном благочестии в виде юродивых. В остальном народе, державшемся той же аскетики, благочестие покаянного бытия не могло бесконечно удерживаться из-за немощи к богоугождению. Постепенно мир и вещи в мире стали по ходу истории закрываться от человека завесой различных церковных идеологий. Человек действительно стал жить среди вещей, не прикасаясь к вещам. При этом отодвигаясь ото всего божественного в них и теряя способность поиска и познания Божьего в мире. Яркий пример тому церковно-славянский язык, который живет теперь не как язык, а как текст. Неприкасаемый текст. По этой неприкасаемости он теперь не может быть языком. Он не инструмент познания, не составляющая общения. Как средство коммуникации, как возможность называния окружающего нас мира он у нас отнят из-за сложившейся традиции обращения с ним. Он остался, разве что, как язык общения с Богом и с Царством Небесным. Но тот, кто остался жить в мире и, отодвигаясь от него, не учится постигать божественное мира, постепенно теряет способность постигать Бога и средствами церковно-славянского языка. Церковно-славянское слово перестает быть для него глубоким, живым, себя открывающим словом. Он относится к нему также поверхностно, также пользовательно на ближайшую потребу, как ко всем вещам и предметам мира. Оттого и богослужение в его словесной глубине не воспринимается человеком, отодвигаясь от него вместе с возможностью его преобразующего пребывания на службе.
Второй путь происходит из любви Господа к миру, который Он сотворил. Это путь познания божественной премудрости, по которой сотворен мир. Он дает человеку возможность войти в тайну творе¬ния. Человек, восприяв крещение, вновь обращен к миру. Разворачиваясь в своей творческой созерцательной деятельности, он, познавая мир и созидая его, свидетельствует о Царстве Небесном и правде его. «Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него»(Ин.3,17). «Мы поступаем в мире, как Он»(1Ин. 4, 17). Царство Небесное здесь и теперь совершается. Если в житии подвижников, следующих первому пути, мир оставлен за скобками, остаётся неведомым и незнаемым, то здесь, во втором пути, всё не так. Мир в житии этих людей не оставлен Богом. Бог пришёл и пожил по-Божьи, как истинный человек. Нам оставил возможность свободного возделывания мира как памяти о Нём, о Христе. Это возможно делать, пребывая и трудясь в мире, а не вне его, проникая историческую завесу и составляя в самой деятельности полноту бытия. На праздник Рождества Богородицы в стихире Матерь Божия называется Той, через Кого «вводится Христос во вселенную». «Бог вводит Первородного во вселенную»(Евр.1,6), чтобы в Нём и через Него не только приобрести человека, но и человеку приобрести мир, Божье в мире.
Здесь возможны два метода — протрептики и элейтики. В методе протрептики даже в самых отчаянных жизненных положениях можно опереться на положительные стороны события, явления. Мир глубок, нельзя удалить из него трагическое, оно присуще миру, но и всегда есть положительное. И то и другое — часть его полноты. Быть в мире, опираясь на положительное мира — это умение протрептики.
Метод элейтики — это метод изысканий, метод дознания. Он свойственен человеку, любящему Бога и любящему всё божье в мире: «исследуйте Писания… а они свидетельствуют о Мне»(Ин. 5, 39). В дознании обнаружение истины. Далее начинается мышление. Не о вещи и не погружение в свои мысли и чувства по поводу вещи, но созерцанием увиденная истина-мысль становится самой вещью. Человек участвует в ней сотворцом вещи. Тогда вещь позволяет ему дознать логику своего становления по мере творения из неё нового произведения. Она его руками подтверждает сама себя, и человек не может не участвовать в её понимании. Появляется способность суждения не от нашего мнения, даже неот совокупно составленного среди людей. Есть истинное суждение, абсолютное. Оно может быть неполным, может поддаваться критике, может подвергаться окраске различных интерпретаций, но при этом будет оставаться абсолютным. И будет принадлежать вещи, и вещь в нём будет развиваться участием человека. Так будет создаваться произведение — словесное, музыкальное, любое. Произведение будет вступать в диалог с ожиданием читателя или зрителя, будет вживаться в него, даже устанавливать традицию. Так образуется новый мир. Мир в творчестве человеческом, показывающий своё божественное происхождение. Так всякая вещь может открывать в себе целый мир. В мировой культуре есть много традиций, в которых проявляется это участие Бога. К сожалению, замкнутые в границах первого пути и сами по нему уже давно не идущие, мы не хотим знать эти мировые традиции. Через поколение такое самозамкнутое бытие, замкнутое в разных исторически образовавшихся церковных идеологиях и установках, приводит к оскудению и вырождению человека.
Далее отец Алексий остановился на явлении школы. Не как института и организации, но как онтологического бытия людей, пребывающих в ученичестве у Церкви, которые, встречаясь с иным в жизни, чуждым школе, распознают его сразу в первых же его движениях и не входят в отношения с ним. Присутствуя в жизни и будучи школой, она несёт в себе не только элемент онтологический, но и элемент учительный в духовном смысле этого слова. Всякая не истинная линия не принимается этой школой. Человек, который не вышел из своей обыденности и пытается что-то говорить, виден уже в первой своей фразе. Он может дальше не говорить. Школа уже видит его в ином бытии, не принадлежащем ей. Без такой школы нет и подлинного бытия. Такая школа есть и на педсовете, но не все это чувствуют.
После этих слов отец Алексий пригласил всех участников педсовета на вечерний «огонёк», на котором он вместе с помощниками-учителями демонстрировал письменные работы учеников, обучающихся письменной и устной речи. Обучение это построено как реализация второго пути, о котором он говорил и докладе. С удивлением участники педсовета слушали детские письменные работы, в которых живо присутствовала способность детей воспринимать подлинное бытие произведений и быть в соразвитии с ним. Видеозапись этого «огонька» также есть в училище.