Волгоградская школа православной педагогики

Сборник пленарных докладов ХI Международных образовательных Рождественских Чтений, 2003 г.

Герман, митрополит Волгоградский и Камышинский Волгоградская школа православной педагогики

Начну говорить о предмете «Основы православной культуры». Этот предмет должен иметь две разные программы. Одна программа может быть предназначена для всех учащихся, независимо от религиозной ориентации родителей и детей. Цель этой программы — усвоение нравственных заповедей: почитай родителей, не убий, не прелюбодействуй, не укради, не лжесвидетельствуй, не завидуй; осмысление заповедей любви к Богу и ближнему и рассмотрение распространенных случаев их нарушения в современной жизни. Это может быть и программа «Истоки». Вторая программа предназначена только для желающих. Цель ее — религиозно-нравственное воспитание учащихся, сознательно избирающих православную веру, которая пробуждает и укрепляет совесть и стыд и дает более прочную защиту от нарушений нравственных заповедей. Занятия по ней не только формируют качественно более высокую нравственность человека, она позволяет воспитывать истинный патриотизм, без которого невозможно созидание и возрождение сильной России с достойным образом жизни народа.

Патриоты нашего Отечества всегда отличались обостренной совестью, нравственным образом жизни, любовью к людям и самоотверженным служением общему делу. Мы должны, в первую очередь, воспитывать именно эти качества, и это возможно в наибольшей мере на основе православной веры.

Для преподавания основ православной культуры требуются педагоги, имеющие убежденную веру в Бога, или возрастающие в православной вере люди, или имеющие убежденность разума в правоте и созидающей силе Православия. Если этого нет, то тогда нет смысла и даже вредно с холодным сердцем рассказывать что-то о православной культуре. Шум, поднятый в средствах массовой информации в связи с введением в школах факультатива по основам православной культуры, еще раз показывает, что в этих органах занимают ведущие позиции враги русского народа, враги России, враги Православия. И если они оказываются и в министерствах, и в Правительстве, в аппарате Администрации Президента, то это свидетельствует о том, что им нужна слабая, развращенная, безнравственная Россия. Нужен народ, не помнящий о своей истории, своих корнях, своих традициях. Однако, эта прослойка незначительна. Она не затрагивает самого русского народа. Фактически не соприкасается с ним.

В рядовых россиянах жажда знаний о Православии все более нарастает, все больше людей приходят в храмы, посещают курсы, семинары, посвященные нашей вере, беспокоятся о нравственном здоровье детей. В целом кампанию против основ православной культуры можно расценить как событие, принесшее вопреки ожиданиям организаторов положительный эффект. Стали ясны имена врагов Православия, определились недоработки и уязвимые места как самого курса, так и форм его введения в учебный процесс школ.

Живое многообразие нашего волгоградского опыта — это и Царицынский православный университет, Свято-Сергиевское училище православной катехизации и церковной педагогики, школьное преподавание, православно-ориентированные детские поселения для летнего отдыха, детско-семейные центры и разного рода другие виды педагогической деятельности.

Свято-Сергиевскому училищу православной катехизации и церковной педагогики в этом году 8 октября, в Сергиев день, исполняется 10 лет. В его составе сегодня 2 священника, 3 диакона, 17 церковных преподавателей и воспитателей, 22 сотрудника различных обслуживающих отделов, 66 учащихся дневного и подготовительного отделений, 67 учащихся заочного отделения и 130 учащихся на заочных родительских курсах. В училище три храма. Один из них летний, действует во время летнего детского поселения с июня по август. Два других действуют круглый год. Училище готовит церковных воспитателей, катехизаторов и кандидатов в священство.

Одними из наиболее ярких событий, к которым мы готовимся задолго, являются проводимые с детьми Рождественские и Пасхальные праздники — дни радости рождественской и пасхальной. Эти праздники имеют продолжительность от полутора до трех часов. Особенность этих праздников  — в активном деятельном участии в них детей. Нет сцены и зрительного зала. Дети не зрители праздника, а его активные созидатели. Они то собираются в группы, то становятся в круг, то поют, то беседуют с кем-то из устроителей праздника, слушая и участвуя друг в друге, откликаясь на нравственный призыв, вступая в живое общение со старшими. На одного устроителя приходится 5—7 детей. Дети рисуют, играют, водят хороводы или смотрят какую-нибудь сценку. Праздник пронизан нравственным и церковным содержанием и очень нравится всем детям. За год на этих праздниках побывало около двух тысяч детей. Все рождественские святки, пасхальную седмицу группы студентов и сотрудников проводили такие праздники в станицах области и в Волгограде, в общеобразовательных школах и школах воскресных, в детском приюте, у детей- инвалидов, в детской онкологической больнице, в доме престарелых.

Летом училище организует две смены православного детского лагеря «Страна детства». В июне в нем отдохнули 80 детей и подростков. В июле — 110. Особенность лагеря в том, что здесь студенты училища учатся воплощать в жизнь практическую катехизацию. Дети и подростки имеют в жизни лагеря три ее составные — православное просвещение, воспитание христианского характера и освоение церковного уклада. И это — в условиях активного отдыха, т. е. полезного для развития и возрастания личности.

В течение трех летних месяцев работало и традиционное семейное поселение «Отрада». За лето здесь побывало 210 человек из самых разных городов России и ближнего зарубежья. Много добрых отзывов оставлено о прожитых сменах, смена — 21 день. Воцерковление семьи, восстановление добрых традиций, укрепление правдивых отношений между домочадцами — вот основные направления работы семейного поселения. Семьи получают большую практическую пользу. Недаром треть поселения — это прибывшие на смену второй, третий и даже четвертый год подряд. Помимо своего лагеря, этим летом священник Анатолий Гармаев и сотрудник училища Алексей Голик ездили в Германию. Здесь приход священника Леонида Цыпина в городе Вупперталь собрал лагерь числом в 90 человек — взрослых, детей и подростков. По их просьбе лагерь был устроен по образцу волгоградских лагерей. Многое, что пережили люди, было для них впервые. Прощались и провожали наших в Россию с большой теплотой и благодарностью.

Состоялся пятый Августовский педсовет, который училище организует ежегодно вместе с Синодальным Отделом религиозного образования и катехизации как внутригодичную секцию Международных Рождественских образовательных Чтений. Тема педсовета  — «Учебное дело в Церкви». Собралось около пятидесяти человек из разных городов — священников, диаконов, руководителей и учителей православных гимназий, воскресных школ, курсов катехизации. Это всегда очень серьезный и обстоятельный разговор о методах, церковном духе и содержании учебного и воспитательного процесса.

Результаты Педсовета выносятся в виде докладов на нынешних Рождественских чтениях. Они о себе уже заявили. Со стороны училища доклады по методике воспитания представлены в виде брошюр, о них я уже упоминал. Их можно приобрести у сотрудников и студентов училища. В этом году в училище вышли два журнала, где размещены труды сотрудников и студентов о практике церковного воспитания. Один из них — «Студенческий альманах», другой  — «Вестник церковной педагогики». Все, кто успел познакомиться с ними, дают им хорошую оценку за живые практические рекомендации, так нужные современным воспитателям. Это труды, вышедшие из живого дела, которое Господь благословил выполнять на волгоградской земле.

Директор училища священник Анатолий Гармаев был в этом году в течение 13 дней на Святой горе Афон. В результате по волгоградскому телевидению демонстрировался фильм с рассказом об этой поездке. В сентябре о. Анатолий был участником пятидневной конференции «Семья в постатеистическихобществах» в городе Киеве, где он делал доклад на тему «Семья и община в жизни приходов». В декабре по благословению владыки Филарета, митрополита Минского, он был участником и ведущим семинара о проблемах семьи, алкоголизма, наркомании и СПИДа в городе Минске; с лекцией о воцерковлении семьи выступал в минской Академии Министерства внутренних дел перед курсантами и церковной общественностью города. Педагогический состав училища в этом году трудится над двумя важнейшими темами: «Исповедание веры как цель и плод учебного процесса» и вторая — «Действия и условия воцерковления студентов и сотрудников». Результаты этой работы мы надеемся доложить на нынешних Рождественских чтениях.