Отзыв о педсовете владыки Игнатия, епископа Петропавловского и Камчатского

В 2005 г. мне довелось участвовать в VIII августовском педсовете в православном поселении Отрада Волгоградского Свято-Сергиевского епархиального училища.

  1. К несомненным достоинствам педагогического совета следует отнести:
    1. Возможность ближе и практически познакомиться с многолетними результатами размышлений, труда и жизни протоиерея Анатолия Гармаева, его, на мой взгляд, весьма удачным сочетанием лучших традиций русской педагогики и святоотеческой аскетической традиции. Педсовет совершался в укладе жизни поселения Отрада, на базе которого отныне работает Свято-Сергиевское училище. Все члены педсовета были погружены в атмосферу поселения, жили вместе с его воспитателями и воспитанниками.
    2. Организацию работы: график был составлен достаточно напряжённый, чтобы поддерживать и стимулировать рабочее настроение участников, но в то же время с таким расчётом, что можно было отдохнуть, выбрать интересующее выступление из нескольких; организацию и качество питания и обслуживания.
    3. Весьма разнообразные формы выступлений и работы: доклады, экспертные и консультативные советы, «Огоньки», «Горницы», краткие сообщения. Каждый мог выбрать форму по желанию. Со многими формами я познакомился впервые и могу сказать, что созданы они так, что весьма чётко и последовательно позволяют достичь поставленных целей. Последовательновыявляются сильные и слабые стороны предмета, идет поиск методов решения проблем, предложений, расширяющих значение, применение предмета.
    4. Весьма и весьма важная особенность, которая зачастую отсутствует на наших форумах — кулуарное общение в той мере, в которой желали участники.
    5. Возможность общаться с воспитанниками, видеть их в труде, молитве, отдыхе и реально убедиться в действенности того подхода, который исповедует протоиерей Анатолий Гармаев.
    6. Содержание и формы работы настраивали на глубокую внутреннюю деятельность, самоисследование, самоиспытание, молитву. Весьма ощущался дух соборности, высокий духовный уровень общения.
  2. В качестве впечатлений хотелось бы указать прежде всего:
    1. Нравственная чистота воспитанников поселения и училища. Их умение и навыки глубокой и внутренней работы в святоотеческой традиции. Их желание служить Богу, Церкви и людям. Их постоянное стремление искренне и нелицемерно угодить гостям. Их трудолюбие, воспитанность, корректность, сдержанность, способность сопереживания и сочувствия. Евангельские отношения с преподавателями и друг с другом.
    2. Знакомство со многими талантливыми священнослужителями и мирянами нашей Церкви, их творческой деятельностью (иер. Алексей Сысоев, иер. Сергий Попов).
    3. Дух соборного напряжённого и доброжелательного поиска истины, искренность отношений, печаль расставания.
    4. Готовность о. Анатолия трудиться не для себя, не для своего училища или поселения, а через себя, училище и поселение для Церкви Христовой (как пример — готовность отправить на Камчатку своих воспитанников, которые крайне нужны и ему самому).
  3. Мною пережитая польза:

    В результате семи дней, проведенных на Августовском педсовете в укладе жизни общины и Свято-Сергиевского училища, вследствие той напряженной, церковной по сути, работы, которая была нам предложена отцом Анатолием, я вспомнил состояние внутреннего человека, столь глубоко переживаемого мной до епископского служения, вновь осознал необходимость его взращивания: уяснил по внутреннему ощущению мои обязанности в деле воспитания молодежи; Господь укрепил сердечную связь с Собою, открылось внутренне, что значит поступок по правде; Господь приоткрыл чуть более покров над тем, каким должно быть служение епископа в Церкви. Здесь, в Православной Отраде, есть уникальная возможность пережить на своем опыте глубину, полноту и содержание церковного общинного уклада.

  4. Предложения для будущих педсоветов и для работы училища:
    1. К докладам и другим выступлениям сотрудников училища готовить тезисы и предварительно раздавать их экспертам, участникам. Это можно делать непосредственно перед выступлением. Результативность деятельности, обсуждений, проникновение в глубину проблемы, думаю, существенно вырастет.
    2. Поскольку на совет часто приезжают новые участники, нужно как-то знакомить их с основными темами и результатами работы предыдущих педсоветов (и училища).
    3. Желательно заранее просматривать предлагаемые участниками педсовета сообщения и слабые, «сырые», невразумительные, безцельные, неполезные либо отстранять, либо давать слушателям более полезную альтернативу знакомства с ними.
    4. Посвятить следующий педсовет вопросам миссионерства и подготовке миссионеров. Пригласить архиереев миссионерских епархий, ректоров миссионерских училищ, семинарий, миссионеров.
    5. Использовать книги современных интересных авторов по истории, искусствоведению, церковным дисциплинам:
      • В. Лепахина,
      • В. Тростникова,
      • В. Кожина,
      • С. Перевезенцева и др.

Владыка Игнатий, архиепископ Петропавловский и Камчатский, был участником Августовского педсовета в Волгограде дважды: в 2006 и 2007 гг. Августовский педсовет, как внутригодичная секция Международных Рождественских образовательных чтений, проходит в поселении Православная Отрада прихода Сорока Мучеников Севастийских и Свято-Сергиевского училища православной катехизации и церковной педагогики. Сопредседателями педсовета все десять лет были непрерывно иерей Игорь Киреев, зав. сектором приходского просвещения Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ, и протоиерей Анатолий Гармаев, настоятель прихода и директор Свято-Сергиевского училища.