Волгоградские уроки, В.А. Михайлов

Владимир Алексеевич Михайлов — лидер православных трезвенников нашего времени, наследник и продолжатель дела основоположников православного трезвеннического движения в России протоиерея Александра Рождественского и С. А. Рачинского. Владимир Алексеевич был широко известен не только в СПб, но и по всей России вплоть до Магадана. Он был выдающимся человеком православного трезвеннического движения страны, являлся председателем Всероссийского Иоанно-Предтеченского братства «Трезвения». Владимир Алексеевич Михайлов основал и возглавлял православный Санкт- Петербургский клуб «Бодрствование» во имя св. мученика Вонифатия, был автором и ведущим популярной радиопередачи радиошкола «Трезвения» на «Православном радио Санкт-Петербурга».

За свои подвижнические труды В. А. Михайлов награжден Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II высокой наградой — орденом преподобного Сергия Радонежского ill степени. Владимир Алексеевич Михайлов родился 14 апреля 1939 г. в пос. Торбино Окуловского района Новгородской области в семье фронтовика Алексея Ефимовича и Антонины Алексеевны Михайловых. В 1967 г. В. А. Михайлов закончил Ленинградский сельскохозяйственный институт по специальности инженер-механик. В 1987 г. Владимир Алексеевич принимает таинство Святого Крещения, становится на путь православного трезвения и с успехом осуществляет работу на ниве православного просвещения и трезвения русского народа.

Владимир Алексеевич активно занимался восстановлением храма во имя Смоленской иконы Божией Материи у себя на родине в деревне Высокий Остров Окуловского района Новгородской области.

Владимир Алексеевич — отец четверых детей и дедушка трех внуков, крестный отец многих мирян. Почил о Господе 8 апреля 2006 года в праздник Похвалы Божией Матери.

ВОЛГОГРАДСКИЕ УРОКИ

Сегодня думающие православные люди очень встревожены прогрессирующей деградацией народной нравственности. В их сердцах набатом гремят слова — надо что-то делать. К большому сожалению абсолютное большинство из этих людей ограничиваются только словами, но ничего до сих пор не делают чтобы улучшить ситуацию.

Многие из них попросту смирились с вырождением нации, и вожделенно ждут прихода антихриста, чтобы постараться явить пример страдания за Христа и разом решить все свои проблемы по приобретению Царства Небесного. Со своей стороны прямо скажу, что мне чужды такие надежды, уводящие людей от трудов спасения. Зато такой радостью наполняется сердце от зрения других людей, как правило не таких красноречивых как проповедники близкого Страшного Суда, но любящих свое время, свою страну, любящих своих близких по заповедям Христовым и работающих в делах благочестия. Бог дал мне возможность побывать с пятого по тринадцатое августа 2005 года в Волгоградском Епархиальном Свято-Сергиевском педагогическом училище и воочию оценить труды директора училища протоирея Анатолия Гармаева и его помощников на ниве православного воспитания наших сограждан в делах благочестия. Чтобы не возвращаться к теме пересудов и сплетен об этом училище, сразу скажу, что училище действует по благословению и под личным контролем Владыки Германа, митрополита Волгоградского и Камышинского. И со своей стороны свидетельствую, что это действительно так. И никаких оснований для дурных подозрений нет, и не может быть в силу открытости всего происходящего в училище.

Но главное, ради чего, собственно, ведется этот разговор, состоит в том, что эти люди уже делают нечто для возрождения православной нравственности в нашем народе. Я остановлюсь на предмете моего рассказа и назову его так — питомник православия. Всем известно понятие питомник. Это место, где в определенных условиях выращиваются высоко элитные сорта растений и высокопродуктивные породы животных для дальнейшего распространения по лицу Земли. Аналогичные функции в человеческом обществе исполняют так называемые элитные учебные заведения. Как известно, за период Советской власти в нашем народе были почти полностью утрачены традиции народной жизни в духе православия.

Но к счастью, сегодня нашлись дерзновенные пастыри, и миряне Русской Православной Церкви, которые занялись возрождением традиций и образа жизни, отвечающих вере отцов, для чего им пришлось заново создавать такие своеобразные учебные заведения, как например Волгоградское епархиальное Свято-Сергиевское педагогическое училище, о котором сейчас идет речь. Невозможно об этом опыте более чем десятилетних трудов основательно поговорить в краткой беседе. Однако, добрый опыт заслуживает того, чтобы мы о нем говорили как можно чаще и больше, в меру своих сил, возможностей и наличного времени. Таким образом, можно, во-первых, заявить, что такой опыт есть, а во-вторых, открыть возможность заинтересованным лицам поехать самим в Волгоград и на месте ознакомиться с ним или же изучать его по книгам, видеофильмам и другим информационным материалам.

Но самое главное, ради чего я поднимаю эту тему, состоит в самом факте реализации творческого дерзновения протоиерея Анатолия Гармаева. Мне самому известны многие красноречивые проповедники тех или иных прекраснодушных идей. Порою, этим людям удается собирать большие аудитории слушателей, издавать книги массовыми тиражами, имитировать некое подобие общественного движения. Но по сути это всего лишь имитация дела. А здесь повторимся, речь идет о реализации творческого дерзновения священника Анатолия Гармаева, что выразилось в создании многолетней успешной работы Волгоградского епархиального Свято-Сергиевского училища, где взаимодополняя друг друга, на одной территории живут — учебное заведение с дневным и заочным отделением, церковный приход, постоянное поселение сельского типа, летнее семейное поселение в палаточном виде, а также функционируют зачатки богадельни и других социальных структур, о которых говорить сегодня, пожалуй, еще преждевременно, хотя они, повторюсь, есть. Здесь, в местечке «Отрада», на окраине города Волгограда в советское время был построен пионерлагерь. К настоящему времени постройки пионерлагеря обветшали, да они, в общем-то, и не предназначались для зимнего проживания, поэтому поддержание зданий и всего хозяйства в приличном состоянии требует очень больших усилий и находчивости от всех общинно жителей без исключения.

Попробуем вникнуть в суть происходящего в Волгоградском педагогическом училище, что не возможно без предварительного разговора об учащих и учащихся в этом заведении.

Начнем с учащихся. Хотя бы потому, что их численное большинство. Здесь собрались люди из разных регионов России и СНГ. Разных национальностей, хотя большинство, конечно, славяне. Но все это православные русские люди. Как я понимаю, главный критерий для приема в училище, искреннее желание познать самого себя в Боге и Истине. Поэтому, поступающие в училище подвергаются довольно серьезным собеседованиям и проверке знаний и характера. Сейчас в училище пять курсов. На дневном отделении учатся только несемейные люди. А семейным предоставляется возможность учиться заочно.

Характерной особенностью училища является то, что все учащие и преподаватели имеют, как минимум, двойное образование. То есть, окончили вузы, а потом окончили данное училище. И на собственном опыте познали то, чему они теперь учат своих студентов. Исключение составляет только сам отец Анатолий Гармаев, основатель этого учебного заведения, в педагогическом и научном таланте которого сомневаться не приходится. Он закончил помимо Московского пединститута еще и очную аспирантуру в Академии медицинских наук по биохимии, был заведующим лабораторией нравственной педагогики в АН СССР. Главный принцип реализации его способностей состоит в деятельном обобщении — как говорю, так и делаю.

Святой Иоанн Златоуст сказал: «Бог Отец, как духовный орел призывает к полету птенцов своих, духовных орлов, т. е. учителей, имеющих особенные крылья. Какие же крылья у тех птенцов? Несомненно, что их, кроме других общих всем добродетелей, два: дело и слово. Тот есть учитель, кто и сам на деле исполняет то, чему учит других на словах. Учитель церковный сам прежде должен явить собою образец добродетели, сам должен прежде пред лицом всех, своею богоугодною жизнью, как пернатый, возноситься к небу, в одно и то же время учить словом и делом».

Избрав для себя путь восхождения к Истине Христовой, путь учительства, как учащие, так и учащиеся Свято-Сергиевского училища, стремятся восходить по этому пути в ревности и в неотступных трудах. При этом, преподаватели и студенты дневного отделения постоянно живут в общине с общежительным устроением. В эту же жизнь входят приезжающие заочники, а также гости общины, жители летних поселений в летний период. Заметим, что эта жизнь строится на естественных нравственных принципах, подобных тем как веками жили наши православные предки в боголюбивых патриархальных семьях и родовых селениях. Разница только в том, что в поселении Свято-Сергиевского училища живут не кровные сродники, а люди, породнившиеся по душе и стремящиеся возрасти до духовного родства в Боге и Истине. На этом пути возрастать помогают богослужебные действия: утренние и вечерние молитвы, по воскресеньям и праздничным дням служится всенощное бдение и литургия. Все общиножители участвуют в таинствах. Много значит для всех пост и труды во время поста, какие рекомендует свт. Феофан Затворник — труд над духом при воздержании по пяти отправлениям плоти. В этом заняты преподаватели и студенты училища. И не только они, но и другие жители поселения, и гости его.

Таким образом, органично происходит переход от обычной жизни учебного заведения к общиножительству, причем этот переход совершается на основе опыта Святых отцов, приложения его к настоящему бытию, жизни в условиях сегодняшнего XXI века. Идеей такого перехода является достижение триединства, когда Бог, Я и ближние соединяются в радости бытия во Христе Иисусе на пути практического следования заповедям Христовым, о любви к ближним и о трудах спасения.

Общиножители Свято-Сергиевского училища свидетельствуют, что начальный этап их приобщения к благодати Божией состоит в добросовестной жизни в приходе. При этом, они видят перед собою цель — выйти на благодатный путь спасения в триединство Бога, собственной жизни и ближнего. Дыхание этого триединства они ощущают через возстановление православного уклада жизни. При этом они понимают уклад, как труд, совершаемый каждым общиножителем от человеколюбия и от боголюбия. Естественно, что больше или меньше искренность в реализации этих трудовых посылок у разных людей в разные периоды их жизни разная, но главное остается в центре внимания — спасителен для души тот труд, который совершается по любви к ближним и по любви к Богу. Весьма полезно для православной общественности узнать о том, как понимают в Свято-Сергиевском училище основные условия успешного учительного общиножительства, в котором они обретаются. Назовем четыре таких действия. Первое, это научиться слышать богослужение, тогда тебе во время служб будут открываться образы поминаемых святых. Во-вторых, нужно учиться жить таинством после таинств покаяния и причастия. Тогда начинаешь распознавать в себе само боголюбие, человеколюбие, научаешься любить ближнего своего, как носителя образа Божия в себе. Далее, подобием большой семьи становится для личности община, в которой нет чужих, а есть разные родные тебе души. Такое восприятие общины как семьи, развивается сначала среди умудренных жизнью людей, а затем распространяется на молодежь и детей. В итоге, обретается собственно православная среда общинной жизни, где царит атмосфера взаимного расположения к лучшему в человеке. Именно этому стремятся учить и учатся в Волгоградском Свято-Сергиевском училище под руководством протоиерея Анатолия Гармаева. А инструмент в этом делании — учительство и научение. Наибольшая эффективность учительства и научения, как уверен отец Анатолий, достигается, прежде всего, в укладе благочестивой жизни. А уже внутри уклада, существует и дает свои добрые плоды аудиторное обучение. Исходя из выше сказанного, можно выделить четыре столпа или четыре фундаментных блока, на которых держится жизнь в Волгоградском епархиальном Свято-Сергиевском педагогическом училище. Во-первых, это общиноустроение, второй блок — это формирование личности в духе православия, третий — педагогический процесс в соответствии с промыслом Божиим, четвертый — труд над внутренним человеком, обретение и хранение духа ревности во Христе Иисусе.

Хочется выделить некоторые ключевые положения в устроении уклада в Свято-Сергиевском училище, в частности, отметим такую пару в укладе, как результат и плод. Результат дела или служения — это внешнее проявление уклада жизни, а плод — следствие внутреннего делания, расположения сердца, добродетели воли, настроение духа.

Чем заняты общиножители на уровне дел? Это сад, огород, строительство, нужды семейного поселения, другие дела, в которых проявляются конкретные видимые результаты. При этом, главное, что совершается в душе человека — плоды трудов ради Христа. Заметим также, что все пять лет учебы общинники учатся любви к ближним, и это всегда невероятно трудно. По опыту общины жить в духе любви к ближним легче бывает Великим Постом, если полностью выдерживать череду великопостных служб, дополняя ее соответствующей аскетикой в быту. Если удается жить в уставе Великого поста, обязательно откроется тебе благодать Божия.

Характерны три образа обучения в общине. Образ полного обучения, в котором пребывают все постоянные члены общины и студенты дневного обучения, образ промежуточного обучения, в нем находятся студенты-заочники, а также окончившие училище, живущие во внешнем мире, но периодически приезжающие и живущие в общине. Образ эпизодического обучения, в нем находятся наемные рабочие, привлекаемые для тех или иных работ, гости общины и другие люди, приобщающиеся к жизни общины на какие-то отрезки времени.

Опираясь на впечатления от девятидневного пребывания в Волгоградском епархиальном училище, я могу свидетельствовать, что члены общины живут именно в духе традиционного православия. Подобно отцам и дедам нашим. И в этом смысле Волгоградское училище вполне можно назвать, питомником православия. Потому, что знания и опыт из него разносятся по всей России. Не случайно среди выпускников училища уже сегодня больше двух десятков пастырей Русской Православной Церкви, а среди выпускниц много добрых матерей и жен, достойных хранительниц семейного очага.

Надо заметить, что пастырей могло быть значительно больше, но в традициях училища не желательно рекомендовать к рукоположению в юном возрасте. Ждут, пока человек приобретет достаточно для пастырского служения житейского опыта. Опыта жизни в семье, в воспитании детей. Для молодых людей подобная жизненная начальная школа заканчивается где-то в возрасте близком к тридцати годам. Тогда училище рекомендует своих выпускников к рукоположению.

Расскажу об Августовском педагогическом совете 2005 года. Педагогический совет Волгоградского епархиального Свято-Сергиевского педагогического училища традиционно проводится в августе, ежегодно. На нем присутствуют как преподаватели и выпускники училища, так и все желающие архипастыри и пастыри Русской Православной Церкви, практические работники в области православного просвещения и образования. В качестве принимающей стороны выступает епархиальное училище, во главе с его директором, протоиреем Анатолием Гармаевым.

В этот раз на педсовет прибыл и работал от начала до конца Владыка Игнатий, епископ Петропавловский и Камчатский. Кроме него в педсовете приняли участие еще десять пастырей Русской Православной Церкви, в том числе два из Москвы, два из Пензы, по одному из Камчатки, Иванова и Минска и три от хозяев, из Волгограда. Кроме того, в работе педсовета участвовали порядка сорока человек мирян, в том числе семь человек из Санкт-Петербурга. Следует заметить, что в Санкт-Петербурге уже три года действует трехгодичный семинар от Волгоградского педагогического училища, где применяется Волгоградский опыт. Поэтому всех заинтересованных отправляем за справками в отдел православного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии в Александро-Невскую Лавру.

Стало уже традицией, что на педсовете с одним из основных докладов выступает сотрудник отдела образования и катехизации при Московской патриархии — священник Игорь Киреев. Он же является и сопредседателем педсовета. Таким образом, педсовет становится одним из подготовительных этапов традиционных Рождественских чтений в Москве, ведущего его направления — образования и воспитания. С докладом об итогах педсовета в Москве выступит отец Анатолий Гармаев. Так что данный педсовет — это без преувеличения общецерковное событие, важное для выработки стратегии и тактики религиозного образования в России. Вот почему присутствие на нем Владыки Игнатия, епископа Петропавловского и Камчатского безусловно возвышало статус педсовета с одной стороны, а с другой, требовало от участников педсовета больше собранности в работе и ответственности в своих словах и предложениях. Заметим при этом, что участники педсовета постоянно находились в рабочем тонусе, с шести часов утра и до двадцати четырех часов ночи. Хотя официально подъем был в семь часов утра, а вечернее правило заканчивалось в двадцать три часа.

За эти девять дней работы Владыка Игнатий отслужил Архиерейским чином две Божественные литургии, где участники педсовета почти все причащались. Богатым и насыщенным было содержание докладов педсовета, глубоко результативными были активные формы — горница, экспертный совет, круглый стол. Для всех участников педсовета и для меня лично пребывание на нем, знакомство с общиной и училищем стали значительным событием нашей жизни. Событием отрадным и многообещающим. Одно скажу — словами не передашь того, что здесь пережил каждый из нас. Как невозможно пережить таинство Церкви, если не побудешь в нём.