Игумен Петр (Пиголъ) - рецензия
- Подробности
- Опубликовано 10.06.2014 11:46
РЕЦЕНЗИЯ Игумена Петра (Пиголъ), на книгу священника Анатолия Гармаева «Пути и ошибки новоначальных. Ответы и вопросы (Беседы в паломническом рейсе)». М.: «Русский хронограф», 2002, 576 с.
Настоящая книга представляет собой обобщение церковного и педагогического опыта иерея Анатолия Гармаева, директора Волгоградского епархиального училища православной катехизации и церковной педагогики прп. Сергия Радонежского. Содержание его книги обусловлено общим характером задач — издание призвано отвечать на конкретные вопросы богослужебной, церковно-просветительской, катехизаторской и педагогической практики, возникающих в работе с новоначальными в вере людьми, к которым автор продолжает относить и себя.
Можно согласиться с о. Анатолием в трактовке церковного самосознания современного российского общества. Пережившее катастрофический разрыв духовных традиций, оно находится на этапе обретения православной веры и подлинной духовной культуры. Борьба за ум, душу, сердце человеческое многократно ужесточена нравственным и культурным состоянием современной цивилизации: грех приумножился, вера иссякла, ум в рассеянии, душа в повреждении. Чтобы вобрать в себя полноту христианского Откровения, человек должен осознать свое полное неведение и возжелать восхождения, уповая на милость Божию, дабы водительствовала им на пути к совершенному. Этот процесс встречи новоначального человека с Богом и анализирует автор, рассматривая этапы воцерковления человека, отмечая трудности, неизбежные вопросы, недоумения, непонимание, вплоть до противоборства и внутренних конфликтов, возникающих на данном пути.
Книга написана в жанре беседы, это размышления автора — педагога и психолога на тему воцерковления человека. Ее можно охарактеризовать как книгу конкретных советов и адресных ответов, поставленных в помощь новоначальным. Она богата жизненными примерами, наблюдаемыми и анализируемыми священником Анатолием Гармаевым. Для оценки тех или иных явлений духовной жизни он прибегает к Священному Писанию и богословскому наследию Православной Церкви.
Основная проблема для иерея и педагога-катехизатора А. Гармаева — это воспитание нравственной личности. Настоящая проблема разрабатывалась автором еще давно и после собственного воцерковления была сформулирована, как «обретение нрава Христова».
По мысли автора, человеку нужно «личное желание хождения в добродетелях Господних». Если он прилагает усилия, то у него возникает «вкус к содействию благодати», «спасающая благодать подает человеку те одежды нрава, одежды добродетели, благодаря которым человек становится способен исполнять заповеди блаженств». Истинные же верующие — по нраву, а не по сознанию.
Отметим актуальность и закономерность появления такой книги, отвечающей на духовную ситуацию времени. Вместе с тем, нельзя не заметить следующее о нраве Христа и с научной точки зрения. Если автор желает в процессе воцерковления и воспитания достичь идеала нравственной личности во Христе и говорит о внутренней культуре человека, тогда речь может идти о христианской этике, христианском нраве человека, но не о нраве Христа. У Христа, Сына Божия, — две природы: совершенная Божеская и совершенная, безгрешная человеческая. Он больше нрава, больше этоса, больше этики, как системы предписаний и санкций — нормативно-императивной составляющей человеческой культуры. В этой системе характеристикой духовной культуры человека является мера и степень овладения содержанием христианской этики во внутреннем совеем устроении. Внутренний человек становится христианином, последователем учения Христа, исповедующим Христа и свидетельствующем о Нем. Но нрав Христа он не стяжает. У Христа нет нрава и характера в культурно-человеческом смысле, и Свой нрав Он раскрыть не может. Христос раскрывает Себя как Сына Божия, Единородного от Отца. Стяжается благодать, по слову прп. Серафима Саровского, дары Духа Святого. Заповеди Нагорной проповеди — система этических предписаний, которым человек руководствуется, идя по Пути Истины и Жизни (см.: Ин. 14, 6), обретая свою жизнь в Духе и Истине. Дары Духа Святого стяжаются, образ Христа восстанавливается в человеке, а христианский нрав («этос» — с греч. нрав, обычай, привычка, характер, привычное место обитания) есть культурная характеристика человека, следующего за Христом и совершенствующегося духовно в Боге. Человек, в ком Христос возвеличится, носит Его образ, который нужно восстановить, поскольку он искажен грехом, воплощая тем самым содержание христианской духовной традиции.
По основному же составу книги нельзя отказать автору в верно подмеченных психологических особенностях пути новоначальных, общего содержания вопросов, задаваемых взыскующей душой и разумом на пути обретения веры Христовой.
Последнее позволяет надеяться, что Промысел Божий наставит и умудрит самого пастыря в труднейшей работе, с на-стоящей христианской ревностью им совершаемой и уже приносящей плоды.
02.12.2004 Игумен Петр (Пиголъ), кандидат богословия, сотрудник отдела религиозного образования и катехизации РПЦ, Москва