ЧЕТВЕРТЫЙ Августовский педсовет 2001 года

В этом году на Августовский педсовет собралось 42 человека: шесть священников разных епархий, два директора: один педучилища, другой — Нижегородского православного центра «Светильник»; координатор Киевского православного общества; сотрудники отдела религиозного образования и духовного просвещения Санкт-Петербургской епархии; руководитель и сотрудники общеобразовательной школы семейной педагогики и профессионально-деловой подготовки «Диалог» этой же епархии; заведующие воскресных школ и детских дошкольных учреждений; инспекторы Курской семинарии и Жировицкого женского духовного училища; педагоги, преподаватели гимназий, общеобразовательных и воскресных школ и другие. География городов самая разная: Москва, Санкт-Петербург, Минск, Нижний Новгород, Тверь, Златоуст, Пенза, Калач-на-Дону… Четырнадцать участников Педсовета были из родного Волгограда.

Педсовет обсуждал следующие темы:

  • Подготовка и переподготовка православных педагогов и преподавателей Закона Божия.
  • Устроение учебного дела в Церкви.
  • Устроение воскресной школы.
  • Основы устроения воспитательного и образовательного и образовательного дела.
  • Духовно-нравственное образование и воспитание церковных педагогов и пастырей в учебном учреждении.
  • Профессиональное воспитание и образование (педагогическое мастерство).
  • Воскресная школа, ее возможности нынешнее состояние, нужды.
  • Концепция единого церковного образования.
  • Организационные, юридические и экономические вопросы образовательного дела.

Важнейшей теме посвящается один день. Каждый рабочий день составляют:

  • три пленарных доклада;
  • работа секций, круглый стол, обсуждение трудных вопросов;
  • свободное общение;
  • показ практических действий обучения или воспитания.

Спектр вопросов, поднятых на Педсовете, был очень широк. Вот их краткий перечень:

  • введение основ православной культуры в дошкольное образование;
  • сотрудничество с административным аппаратом общеобразовательных школ и воцерковление педагогов этих школ и дошкольных учреждений;
  • устроение детских и семейных поселений и лагерей;
  • формы работы с родителями, с семьей;
  • устроение учебного и воспитательного процесса таким образом, чтобы выпускники духовного училища были действительно церковными воспитателями по характеру их жизни и убеждениям, по знаниям и умениям;
  • работа с молодежью; воцерковление детей старшего и юношеского возраста;
  • проблемы детей, лишенных родительской любви и попечения; детская агрессия;
  • вопросы православного художественно-эстетического воспитания, в том числе: нужно ли развивать способности у детей?

Е. Е. Куниным были вынесены на обсуждение вопросы наиболее душеполезного устройства педагогического дела в России сегодня.

К обсуждению были представлены следующие пленарные доклады:

  • «О подготовке педагогов в Отделе религиозного образования и катехизации Московской Патриархии» — иерей И. Киреев, г. Москва.
  • «Музыка и богослужебное пение в деле воспитания» — иерей Г. Антипенко, г. Санкт-Петербург.
  • «Опыт Курской епархии в устроении воскресных школ и семинарии» — иерей Е. Бычков, г. Курск.
  • «Устроение очно-заочной формы обучения на богословско-педагогических курсах» — иерей Б. Огульчанский, г. Киев.
  • «Становление „школы жизни“» — Е. Е. Кунин, г. Санкт-Петербург.
  • «Страна Детства» — О. П. Оринчай, г. Волгоград.
  • «Перспективные линии в устроении семейного поселения» — Н. Л. Байрамова, г. Волгоград.
  • «Как держать церковный дух на поселении при работе с подростками» — Василий Татьянин, уч-ся 2-го кл. училища, г. Волгоград.
  • «Воспитание воспитателей» и «Воспитание веры в Свято-Сергиевском епархиальном училище православной катехизации и церковной педагогики» — иерей А. Гармаев, г. Волгоград.

Распорядок работы Педсовета строился по следующей схеме: до обеда — пленарные доклады, затем отдых, после которого были «горницы» и круглые столы, где шло обсуждение поставленных ранее вопросов. После ужина устраивались «огоньки» по обмену живым педагогическим опытом.

Из отзывов о Педсовете:

«Впервые приехав на Педсовет в Волгоград и прослушав курс лекций, докладов, а также приняв участие в обсуждении волнующих вопросов, я была удивлена неординарностью подхода к вопросам педагогики. Думаю, что те методики, опыт и целеустремленность, которые я услышала, особенно в докладах Свято-Сергиевского училища, и которые дали свои положительные плоды, могут быть частично использованы и в нашем духовном училище…» (м. Фотиния Комарова, Белоруссия).

«Основными событиями Педсовета являются творческие трудовые мастерские, в которых работают участники-педагоги. Именно здесь мы трудимся над тем, чтобы определиться в магистральном направлении своего педагогического дела, встретиться с опытом жизни и усвоить его душою и верою.

Ведущей на Педсовете была тема „Воспитание воспитателей“. Как в Церкви сегодня вырастить православных воспитателей? И вытекающий отсюда второй вопрос: как осуществить целостное соединение опыта веры, опыта жизни и усваиваемых знаний? Самый трудный вопрос, вопрос вопросов, важнейший вопрос православной педагогики — это усвоение ученика Христу. Это усвоение происходит верою, жизнью в вере. Но какое место в этом пути ко Христу предоставляется богатствам самого человека и его человечности? Что для этого необходимо личности усвоить, обрести? Вопрос труда еще один из важнейших. Что делает труд трудом? — так был поставлен он на „горнице“» (свящ. Б. Огульчанский, г. Киев).

«Нынешний Педсовет для меня второй. И совсем не похожий на первый. Там многое было новым — радость от встреч с людьми, воодушевление, глубокие темы: богословские, педагогические; праздники, улыбки, слезы… — яркий клубок, который распутывался в душе в течение всего последующего года. Постепенно все становилось на свои места, все укладывалось, обретало реальный образ. Родились серьезные вопросы, совершилась глубокая работа в душе. На второй Педсовет я приехал с конкретными вопросами. Отсюда — иная встреча с ним. Ясность и уравновешенность. Началась работа, лучше сказать — труд. Труд пчелки, собирающей с каждого доклада, с каждой встречи сладкий нектар Божьей Премудрости…» (свящ. Г. Антипенко, г. Санкт-Петербург).