ЧЕТВЕРТЫЙ Августовский педсовет 2001 года
- Подробности
- Опубликовано 07.06.2013 22:59
В этом году на Августовский педсовет собралось 42 человека: шесть священников разных епархий, два директора: один педучилища, другой — Нижегородского православного центра «Светильник»; координатор Киевского православного общества; сотрудники отдела религиозного образования и духовного просвещения Санкт-Петербургской епархии; руководитель и сотрудники общеобразовательной школы семейной педагогики и профессионально-деловой подготовки «Диалог» этой же епархии; заведующие воскресных школ и детских дошкольных учреждений; инспекторы Курской семинарии и Жировицкого женского духовного училища; педагоги, преподаватели гимназий, общеобразовательных и воскресных школ и другие. География городов самая разная: Москва, Санкт-Петербург, Минск, Нижний Новгород, Тверь, Златоуст, Пенза, Калач-на-Дону… Четырнадцать участников Педсовета были из родного Волгограда.
Педсовет обсуждал следующие темы:
- Подготовка и переподготовка православных педагогов и преподавателей Закона Божия.
- Устроение учебного дела в Церкви.
- Устроение воскресной школы.
- Основы устроения воспитательного и образовательного и образовательного дела.
- Духовно-нравственное образование и воспитание церковных педагогов и пастырей в учебном учреждении.
- Профессиональное воспитание и образование (педагогическое мастерство).
- Воскресная школа, ее возможности нынешнее состояние, нужды.
- Концепция единого церковного образования.
- Организационные, юридические и экономические вопросы образовательного дела.
Важнейшей теме посвящается один день. Каждый рабочий день составляют:
- три пленарных доклада;
- работа секций, круглый стол, обсуждение трудных вопросов;
- свободное общение;
- показ практических действий обучения или воспитания.
Спектр вопросов, поднятых на Педсовете, был очень широк. Вот их краткий перечень:
- введение основ православной культуры в дошкольное образование;
- сотрудничество с административным аппаратом общеобразовательных школ и воцерковление педагогов этих школ и дошкольных учреждений;
- устроение детских и семейных поселений и лагерей;
- формы работы с родителями, с семьей;
- устроение учебного и воспитательного процесса таким образом, чтобы выпускники духовного училища были действительно церковными воспитателями по характеру их жизни и убеждениям, по знаниям и умениям;
- работа с молодежью; воцерковление детей старшего и юношеского возраста;
- проблемы детей, лишенных родительской любви и попечения; детская агрессия;
- вопросы православного художественно-эстетического воспитания, в том числе: нужно ли развивать способности у детей?
Е. Е. Куниным были вынесены на обсуждение вопросы наиболее душеполезного устройства педагогического дела в России сегодня.
К обсуждению были представлены следующие пленарные доклады:
- «О подготовке педагогов в Отделе религиозного образования и катехизации Московской Патриархии» — иерей И. Киреев, г. Москва.
- «Музыка и богослужебное пение в деле воспитания» — иерей Г. Антипенко, г. Санкт-Петербург.
- «Опыт Курской епархии в устроении воскресных школ и семинарии» — иерей Е. Бычков, г. Курск.
- «Устроение очно-заочной формы обучения на богословско-педагогических курсах» — иерей Б. Огульчанский, г. Киев.
- «Становление „школы жизни“» — Е. Е. Кунин, г. Санкт-Петербург.
- «Страна Детства» — О. П. Оринчай, г. Волгоград.
- «Перспективные линии в устроении семейного поселения» — Н. Л. Байрамова, г. Волгоград.
- «Как держать церковный дух на поселении при работе с подростками» — Василий Татьянин, уч-ся 2-го кл. училища, г. Волгоград.
- «Воспитание воспитателей» и «Воспитание веры в Свято-Сергиевском епархиальном училище православной катехизации и церковной педагогики» — иерей А. Гармаев, г. Волгоград.
Распорядок работы Педсовета строился по следующей схеме: до обеда — пленарные доклады, затем отдых, после которого были «горницы» и круглые столы, где шло обсуждение поставленных ранее вопросов. После ужина устраивались «огоньки» по обмену живым педагогическим опытом.
Из отзывов о Педсовете:
«Впервые приехав на Педсовет в Волгоград и прослушав курс лекций, докладов, а также приняв участие в обсуждении волнующих вопросов, я была удивлена неординарностью подхода к вопросам педагогики. Думаю, что те методики, опыт и целеустремленность, которые я услышала, особенно в докладах Свято-Сергиевского училища, и которые дали свои положительные плоды, могут быть частично использованы и в нашем духовном училище…» (м. Фотиния Комарова, Белоруссия).
«Основными событиями Педсовета являются творческие трудовые мастерские, в которых работают участники-педагоги. Именно здесь мы трудимся над тем, чтобы определиться в магистральном направлении своего педагогического дела, встретиться с опытом жизни и усвоить его душою и верою.
Ведущей на Педсовете была тема „Воспитание воспитателей“. Как в Церкви сегодня вырастить православных воспитателей? И вытекающий отсюда второй вопрос: как осуществить целостное соединение опыта веры, опыта жизни и усваиваемых знаний? Самый трудный вопрос, вопрос вопросов, важнейший вопрос православной педагогики — это усвоение ученика Христу. Это усвоение происходит верою, жизнью в вере. Но какое место в этом пути ко Христу предоставляется богатствам самого человека и его человечности? Что для этого необходимо личности усвоить, обрести? Вопрос труда еще один из важнейших. Что делает труд трудом? — так был поставлен он на „горнице“» (свящ. Б. Огульчанский, г. Киев).
«Нынешний Педсовет для меня второй. И совсем не похожий на первый. Там многое было новым — радость от встреч с людьми, воодушевление, глубокие темы: богословские, педагогические; праздники, улыбки, слезы… — яркий клубок, который распутывался в душе в течение всего последующего года. Постепенно все становилось на свои места, все укладывалось, обретало реальный образ. Родились серьезные вопросы, совершилась глубокая работа в душе. На второй Педсовет я приехал с конкретными вопросами. Отсюда — иная встреча с ним. Ясность и уравновешенность. Началась работа, лучше сказать — труд. Труд пчелки, собирающей с каждого доклада, с каждой встречи сладкий нектар Божьей Премудрости…» (свящ. Г. Антипенко, г. Санкт-Петербург).