Над чем идет труд в Волгоградском училище

прот. Анатолий Гармаев

25.01.2011

Ваши Преосвященства, отцы, братья, сестры!

Чтобы рассказать, над чем мы трудимся в Волгоградском училище, разрешите мне начать немного с истории. Так будет легче понять, что происходит у нас сегодня.

По окончании института (я закончил в Москве педагогический институт) наступил период моей работы в школе — преподавал биологию и химию. При обучении предметам стал пробовать воспитать в моих школьниках такие свойства характера, как искренность, правдивость, честность. В скором времени стало ясно, что словесное воспитание в рамках урока, будь то биология или химия, не достигает своей цели. Назрела необходимость выйти за пределы урока.

Тогда я предложил детям организовать подростковый клуб. В жизни детей и подростков началась внеурочная жизнь — клуб юных ботаников и зоологов. В нем были дети с 6 по 8 классы. Над правдивостью, искренностью и честностью мы трудились с ними вплоть до выпускного класса. Чтобы придать сил каждому из этих свойств, нужно было обращаться к совести.

Для этого нужно было обратиться к семье. Совестливость берет свое начало в семье. Стали звать родителей. Собрал родительское собрание, призвал родителей включиться в жизнь, в работу клуба, самим детям предложил часть событий нашей клубной жизни проводить на дому. Стали собираться вечером в какой-либо семье вместе с родителями — до 30, иногда 40 человек в доме. Такое укрепление связей с семьей для самих детей дало неожиданный и серьезный результат. Там, где родители искренне вошли в жизнь клуба, дети начали глубже и более чутко вслушиваться в слова, которые говорят родители им дома. И домашнее влияние родителей, тем более совестливых, т. е. обращающихся от своей совести и к совести своих детей, стало сказываться на всём их поведении. Это не осталось незамеченным. О жизни нашего клуба было написано 13 статей в центральных газетах и журналах. Вышел документальный фильм на всесоюзном экране.

Это соединение клуба с семьею и в конечном итоге внимание сыновнего чувства к родителям и гражданского чувства ко мне как воспитателю клуба дало наибольшую глубину результата. В итоге все дети вышли в жизнь с очень хорошими крепкими нравственными основаниями. Но совесть в человеке падшем повреждена, и с нею не так просто работать, если нет веры. К этому времени началось мое собственное воцерковление, я крестился и начал церковную жизнь. И оказалось — чтобы в идти к чистоте совести, нужно быть верующим. К этому времени образовался в Москве семейный клуб. Сначала он работал в микрорайоне, потом вышел на уровень всей Москвы — это был первый семейный московский клуб, расположенный в одном из крупных ДК при заводе. Собиралось до 150 и больше людей со всей Москвы — родители вместе с детьми. Церковная деятельность в то время была запрещена. Поэтому наиболее приготовленные к тому, чтобы от нравственного идти к духовному, были тайно посвящаемы в необходимость церковной жизни. Для многих разговор об этом заканчивался шоком. Два-три дня люди не могли прийти в себя, потом, пережив потрясение, все-таки возвращались и спрашивали: «Куда пойти? К кому пойти?» Я направлял людей в храм. Большую часть — к о. Дмитрию Смирнову, малую часть, наиболее готовых к вере — к о. Валериану Кречетову. Сам я лично о. Дмитрия не знал, лично знал о. Валериана. Но храм о. Валериана был в Подмосковье, а храм о. Дмитрия был в Москве.

Так в школе в рамках уроков началось радение о словесном воспитании, оно оказалось недостаточным. Чтобы воспитывать правдивость, искренность и честность, нужно было выйти за пределы уроков. Чтобы пойти глубже — к совести, нужно было идти в семью. Чтобы от совести идти к вере, нужно было идти в Церковь.

Вскоре в стране началось потепление отношения к церковной жизни. При Отделе религиозного образования и катехизации, где сектором приходского просвещения заведовал протоиерей Глеб Каледа, образовалась группа инициативных педагогов. Я входил в ее состав. Отец Глеб благословил мне начать устроение первых по тем временам курсов христианской педагогики и культуры. Сам он стал куратором этих курсов, постоянно направлял меня и подсказывал, как дальше идти, он же и помогал собрать состав преподавателей этих курсов из верующих и знающих людей.

Далее, владыка Герман, ныне митрополит Волгоградский и Камышинский, позвал меня в Волгоград. Духовник мой, отец Кирилл (Павлов) благословил меня: «Поезжай, там твое дело». Я переехал в Волгоград. Начался волгоградский период. В этом году исполняется 18 лет, как образовалось Волгоградское Свято-Сергиевское епархиальное училище православной катехизации и церковной педагогики. Здесь первые 10 с небольшим лет совершался труд над воцерковлением, а в нем над единством духа.

Святитель Феофан Затворник называет три проявления духа: совесть, жажду Бога и страх Божий. Поначалу, читая свт. Феофана, мы невольно воспринимали проявления духа как рядоположенные. И только с годами появилось внутреннее чувство, что человеческий дух един, значит, все три проявления, имея единую природу, едины между собою. Между совестью, жаждой Бога и страхом Божьим есть единство. Труд над пробуждением каждого из трех проявлений и далее над восстановлением этого единства духа собственно и есть воцерковление.

Проявления духа приходят в единство следующим образом. Совесть в жажде Бога очищается и побуждается к добродетелям, а в них к служению Богу. В страхе Божьем дух жаждет угодить Богу, в совести сокрушается и кается. Так открылось нам единство духа. Открылось далее, что воцерковление имеет свои этапы. Как физическое и душевное развитие проходит этапы младенчества, детства, отрочества и юности, так и духовное развитие человека тоже имеет свои этапы. Так появились этапы катехизации.

Они раскрыты подробно в моей книге «Пути и ошибки новоначальных». Видимое воцерковление начинается с периода призывающей благодати, когда человек подхватывается и вдохновляется благодатью, начинает активно воцерковляться. Но потом начинается второй период, так называемый переходный, где благодать сокрывается в сердце и дает человеку самому действовать и следовать за нею своими силами. И только по прохождении этого, очень долгого периода, который для современных людей занимает порою 20–30 лет жизни, начинается третий период — содействия благодати этим собственным трудам человека.

И то при его упорном внутреннем радении о своих отношениях с Богом, сохранении ревности в собственном духе и трудах над единством совести, жажды Бога и страха Божьего.

В последующем, лет 6 назад, начался труд по общиноустроению. Что это такое? Это труд над восстановлением личности, т. е. ее способности заботиться о тех, с кем человек живет. Так идет постепенное возрастание личности. Оно начинается с заботы о семье, кого человек любит, потом учреждения, где человек работает, потом общности семей, где человек живет, затем общности Церкви, с кем он пребывает, как с братьями и сестрами во Христе и, наконец, всю Церковь и дело Церкви в лице тех Ее членов, с кем приведет Господь встретиться на жизненном пути.

В развитии и возрастании личности мы проходим с нею разные поприща на пути спасения. Это прохождение требует единства трех: первое — общности людей между собою во Святой Троице («Отче, те, которых Ты Мне дал, да будут в Нас едино»), второе — аскетики ради пребывания в этой общности, ради пребывания в любви Троицы. Господь сказал: «Исполняющие заповеди Мои — пребывают в Моей любви». Соответственно, пребывающие в любви Божией и имеют силы и образ исполнять заповеди Божии. Но к такому пребыванию в любви Святого Духа, а в Нем — в любви Христа ведет человека аскетика.

И, наконец, третье — это церковный уклад как ограждение от врагов внутреннего человека. Врагами человека внутреннего, или сокровенного сердца человека являются мир, плоть и дьявол. Церковный уклад становится оградой от этих врагов. Таким образом, нужно на пути спасения пройти поприща, т. е. этапы воцерковления, обретая единство трех: общности между собою во Святой Троице, затем аскетики ради пребывания в любви Троицы и, наконец, церковного уклада как ограждения от врагов внутреннего человека. Прохождение поприщ воцерковления с обретением единства трех составляющих церковной жизни — общности, аскетики и уклада — и есть, на мой взгляд, собственно общинообразование, т. е. образование организма Церкви. Того организма, или Тела Христова, о котором новомученик святитель Иларион (Троицкий) писал: «Христианства нет без Церкви, без Церкви нет спасения и только в Церкви таинства Ее становятся и действительными и действенными». А без таинств нет и христианина.

На каждом этапе моего жизненного пути возникали недоброжелатели. В школе им оказалась завуч, которой не понравилась наша клубная деятельность с детьми. В московском доме культуры, где располагался семейный клуб, сотрудники этого ДК стали как-то настороженно смотреть на нас, говоря: «Зачем занятия с семьей нужно соединять с русскими обычаями? Почему не заниматься просто фольклором?» Недоброжелатели появлялись, не знаю почему. До сих пор я не всегда понимаю, откуда они. Мне по моему характеру не свойственны конфликты. Я ухожу от них. Продолжаю просто жить и делать свое дело. Но и на новом месте откуда-то появляются недоброжелательные люди. Им начинает что-то не нравиться, чего у нас и в помине нет. А им кажется, что оно есть. Все они у нас ни разу не были. Поэтому ни в какой личный конфликт войти с нами они не могли. Но поразительно, как со слухов формируется у них устойчивое предубеждение. Бог им судия. В жизни я больше следовал примеру замечательных людей. Тех, кому я поверил, и чей опыт и наставления старался исполнить.

Еще в институте я познакомился с трудами педагогов Сухомлинского и Макаренко. Внимательно и серьезно изучал их. Я поверил им и захотел исполнить то, что они делали. Благодаря этому возник детский клуб в школе и потом семейный клуб в Москве. Придя в Церковь, встретился с опытом катехизации древней Церкви, где к крещению людей готовили два- три года. Переехав в Волгоград, я пришел к Владыке и спросил: «Владыка, благословите собрать желающих воцерковляться и принимать крещение с прохождением двухгодичного курса подготовки». Владыка благословил. Я поверил древней Церкви, что это можно исполнить, что это нужно так делать. И началась работа на курсах. Собралось порядка 60 человек. Я спросил их: «Вы согласны заниматься два года?» — «Да, согласны». Среди них было четверо, которые были некрещеные. Я их спросил: «А вы согласны не крестившись заниматься, а принять крещение только по прохождении двух лет?» — «Да, согласны».

И мы начали готовиться. В итоге, по прохождении двух лет, в Великую субботу перед Пасхой, сам Владыка крестил этих четырех человек в Волге. Практически все, кто пришел на эти занятия, остались и прошли двухгодичный путь предкрещальной катехизации. Потом я встретился с трудами святителя Феофана Затворника, с его книгой «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться», затем «Начертание христианского нравоучения» — наиболее трудная из всех трех книг и, наконец, «Путь ко спасению». По ним началась посткрещальная катехизация. Прочитав эти книги, я поверил свт. Феофану, что так и надобно, как он пишет, проходить воцерковление. И мы начали в училище идти по пути, начертанному свт. Феофаном. Оказалось это делом очень трудным. Порою слова в его в книге были нам совсем непонятны, неясны и только спустя годы, через практику, через опыт доходило, наконец, их содержание. Мы ясно видели, что свт. Феофан писал их как практическое руководство к поступку, поведению и характеру.

Моя беда, видимо, в том, что я не знал, что чего-то нельзя исполнить. На протяжении всего пути, когда меня вдохновляла книга или труд святого отца, который звал меня исполнить то или другое, я не знал и не полагал, что этого нельзя исполнить, тем более, что сам свт. Феофан, настаивает, чтобы именно так трудились, так делали, даже если не получается. Все равно, пробивайся к самому себе. И мы пробивались. Я верил, что при старании можно и даже нужно исполнить, как они, святые отцы, нас наставляют. Нужно только стараться, а где-то и очень стараться.

На протяжении сорока лет такого пути всегда находились люди, которые вместе со мною готовы были и учиться, и исполнять заповеданное нам. Находились люди, которые, побывав у нас, выступали в нашу защиту. Среди них и наш владыка Герман, и владыка Камчатский Игнатий, и владыка Штутгартский Агапит. Владыка Игнатий приехал к нам однажды летом и пробыл с нами семь дней Августовского педсовета. Это было удивительное время, мы вдруг почувствовали и пережили ту древнюю церковную общину, как она описывается в книгах, во главе с епископом. Все участники Педсовета, плюс училище и наша община находились в таком близком, очень семейном общении с владыкой, и это был поразительный опыт общинного жительства. На следующий год он еще приезжал к нам на три дня.

Очень долго и внимательно всматривался в наш опыт владыка Агапит Штутгартский. Когда я приехал в Германию, он три дня возил меня по своим приходам и все три дня с утра до вечера мы были вместе.

В дни Великого жил у нас наместник мужского монастыря иеромонах Антоний (Жуков). Он оставил подробный отзыв о своем пребывании. Эти отзывы и много других собраны в небольшой книжке, которая вышла в 2010 году. Познакомиться с нею можно на сайте нашего прихода.

Заканчивая доклад, я кратко перечислю, чьи наставления и какое содержание мы стараемся исполнить в жизни училища и волгоградской общины. Прежде всего — это новомученик свт. Иларион (Троицкий), который сказал нам — христианства нет без Церкви и без Церкви нет спасения. Прп. авва Дорофей сказал нам, что только добродетелями можно угодить Богу. Владыка Иустин (Попович), близкий нам современник, книга которого «Пневмотология» входит в последнее время в жизнь училища. Владыка Иустин сказал: «Без благодати Святаго Духа нет спасения». Свт. Феофан Затворник настаивает и наставляет нас, что без нравственного труда и аскетики невозможно спастись. Апостол Павел в своих посланиях призывает к труду навстречу Святому Духу, а в Нем, во Святом Духе ко Христу в годовом следовании за Христом вместе с Матерью Божиею и святыми, память которых празднуем в богослужениях.

С какого-то времени мы стали больше уделять внимания апостольским наставлениям, которые читаются во время богослужения. Поэтому проповедь всегда бывает посвящена и апостольскому посланию, и евангельскому слову, которые читались на службе. Поразительно, что в своих посланиях апостол Павел слово вера применяет именно по отношению ко Христу. Все остальные религиозные чувства, обращенные к другим богам, даже к Богу иудейскому, как его иудеи воспринимали — он не называет этим словом. И причина одна. Вера, о которой говорит апостол Павел — это та, которую пробуждает Дух Святый. Но Дух Святый в этой вере может указать только на Христа, никого другого Дух Святый нам предложить вместо Христа не может. И поэтому, если веру дает нам Дух Святый, то в ней Он обращает нас именно ко Христу и открывает образ действий ко Христу, и силу преданности Ему, и следования за Христом. А Христос открывает нам уже Отца Небесного. Вслед за Апостолом Господь говорит нам в Евангелии: «Аз есмь Путь, и Истина и Жизнь».

Вот основные наставники и учители наши. Только не от них лично, а через их письменные труды имеем мы наставления. Оказалось, нужно пройти немалый путь, прежде чем слово наставления войдет в нашу жизнь. Мы выделили семь этапов усвоения текста в жизнь.

Первый — прочесть, услышать текст. Второй — услышанное усвоить в сознании до понимания, в жизни — до ясности. Третий — исполнить в поступке, четвертый — закрепить в поведении, пятый — сделаться таким по характеру, шестой — возрасти, быть через то личностью, т. е. высвободиться из самости, и седьмой — пребывать в общении святых. Каждый этап — это освоение умений, соответствующих этапу. Без них и делать ничего нельзя. Все этапы сводятся в конечном счете к трем видам умений — уразумения содержаний текстов; через них разумения себя, своей жизни и своего пребывания в семье, Отечестве и Церкви; наконец, третье — сообразование себя, своего поведения, характера с содержанием текста. На освоение всего названного у нас уходит пять лет обучения. Освоения за более короткий срок, даже у лучших, не получается. Но и по окончании пяти лет обучения нужен постоянный труд, чтобы удержать усвоенное и идти дальше.